«Чтоб ты жил в эпоху перемен!»
Народное китайское проклятие
Все мы хотим уверенности в завтрашнем дне. Мы хотим знать и понимать, что с нами происходит, иметь гарантии своего будущего и результатов своих действий, куда нам двигаться и во что вкладывать наши усилия. Это – столь желаемая многими стабильность в жизни – в планировании, в гарантиях, в результатах.
Но что же предоставляет нам сама Жизнь?..
Совершенно верно – постоянные изменения! Ничего в жизни не остается неподвижно и неизменно.
В мировосприятии тольтеков Жизнь тесно ассоциируется с движением. Это выражено в емком дифразизме на языке науатль – «Ollin Yolistli» (Оллин Йолистли), в буквальном переводе – «Движение-Жизнь». Это и есть суть жизни – движение, изменение, развитие. То, что не движется, не меняется, не развивается – мертво. То, что движется, развивается, эволюционирует – живёт.
Почему же зачастую нам становится так не комфортно жить, когда уютно выстроенный, стабильный уголок мира вокруг нас приходит в движение и все "вдруг" начинает меняться?
Всё объясняется достаточно просто.
В мире разума мы оперируем приходящей к нам информацией, анализируем её, делаем свои умозаключения и выводы. И на основании этих выводов совершаем свои действия. Постоянный поток прогнозируемой информации делает работу разума легкой и такой же прогнозируемой. И наш разум привыкает к этому! Привычный рутинный круг действий, размышлений, решений и результатов затягивает своей статичной стабильностью…
Но «вдруг» начинаются большие изменения, когда сама жизнь предлагает нам прямо взглянуть в Неизвестность. И когда исходные данные стремительно изменяются, разум приходит в замешательство. Начинается это с дискомфорта и необходимости заставить разум работать в непривычном, перегруженном режиме. При увеличении изменений нарастает стресс. При резких и неожиданных изменениях вокруг нас и в нашем внутреннем мире привычные логические цепочки из данных и выводов начинают давать сбои, мы начинаем принимать сумбурные и не оптимальные решения. Столь тщательно выстроенная уютная реальность уходит из под ног – и мы отчаянно начинаем искать опору, чтобы снова выстроить привычный и понятный нам мир.
На этом пути ищущего ждут две наиболее частные ловушки:
- Полагаться полностью на свой разум, пытаясь восполнить недостаток информации размышлениями, веря в свою особую проницательность и гениальность. Но дело в том, что в отсутствии достоверной информации мы начинаем использовать собственные выводы, как пищу для дальнейшего анализа, заполняя белые пятна неизвестного. Разум выходит на «замкнутый» режим работы, и в конечном результате это приводит к эффекту полного обессмысливания или оторванным от реальности выводам. И мы просто перестаем замечать вещи вне нашего мировосприятия и наших логических цепочек, упуская драгоценные возможности обновления.
- Искать опору вовне – у консультантов и коучей, магов и астрологов, среди аналитических статей «экспертов» и в словах других людей, которые нам кажутся сильнее, умнее и увереннее в себе. Но никто никогда не даст нам полной гарантии того, что другой человек, в лице которого мы пытаемся найти столь недостающую нам опору, сам не находится в точно таком же замешательстве, как и мы сами.
Как же встречать вызовы Неизвестности? Как найти опору в момент, когда всё рушится? Ответ прост – используя неизвестную часть себя наряду с нашими привычными и известными способами действия.
В противовес привычному «Я», выстроенному нашим разумом и ежедневной работой в мире известного, «неизвестное Я» представляет собой наши собственные ресурсы, скрытые от разума. Эти ресурсы находятся с нами с рождения, являясь нашей неотъемлемой частью. Но так получилось, что в нашем современном мире нам редко дают понять, что мы обладаем столь мощным и неисчерпаемым ресурсом.
Мудрость Тольтеков – это осознания себя и мира вокруг, как мира полярных противоположностей. И эти противоположности не конфликтуют друг с другом, а наоборот, становятся причиной создания большего Целого, взаимно усиливая друг друга. Можно по-разному называть эти части нашего «Я», используя известные семантические пары противоположностей – Воля в противовес Разуму, Интуиция в противовес Логике, Нагваль в противовес Тоналю. Каждая из таких пар частично будет давать общее понятие нашей внутренней природы, но для простоты я буду называть эту неизвестную часть нас самих – «Другое Я».
Обычное «Я» и «Другое Я» – это не раздвоение личности, как могло бы показаться. Личность – это тоже часть обычного «Я». Говоря о двойственной природе человека, я говорю о самой природе нашего существа, лежащей за пределами описаний. И понятие «Другого Я» – это также часть самих, неописуемая словами и понятиями.
Для разума Неизвестность – это отсутствие исходных данных для работы и, как следствие, замешательство, кризис, срыв и полное отключение. Для «Другого Я» Неизвестность – это родная среда обитания. Суть «Другого Я» – тотальное действие. Без размышлений, без излишних сомнений и теорий, «Другое Я» действует в мире Неизвестного максимально эффективно, всегда выбирая наиболее оптимальный способ.
Таким образом, «Другое Я» усиливает и уравновешивает «Я» обычное, отражая дуализм нашей природы. И поэтому узнать и почувствовать наше «Другое Я» - это прекрасная возможность обрести свои скрытые ресурсы, стать целостным и более осознанным в нашей жизни, ощутить дуализм и одновременно с этим единство окружающего нас мира.
Жизненный опыт в эпоху перемен – это не проклятие, но уникальный шанс воспользоваться даром собственной внутренней природы и включить неизвестную часть себя – своё «Другое Я» – в ежедневный круговорот действий и решений. Это шанс вернуть себе эти ресурсы, стать целостным и тотально эффективным в своих собственных жизненных задачах и ухватить то Новое, что несут в себе Перемены.
Приглашаю Вас на встречу со своим «Другим Я» - в сущности, на встречу с самим собой, с Неизвестностью внутри себя. Присоединяйтесь!