Тренинг онлайн: Внутренний Критик

Ивонн Стюарт *

Внутренний Критик – это одна из самых трудных для понимания сторон нашего Я. Она таит в себе много обманных голосов, идущих от нашего эго и от предрассудков социума, путающих и уводящих нас от Сути. Но также она содержит в себе первозданный Свет и сияние нашей Истины, неуклонный и верный компас, помогающий нам не сбиться с курса и держать направление, идущее из глубин нашего Духа.

Порой в беспощадные глаза Критика смотреть невыносимо тяжело и трудно, поэтому перед работой стоит запастись силой, терпением и вниманием Сердца.

Вводная вспомогательная медитация

Вместе с дыханием погрузитесь глубже в самый Ваш центр... Почувствуйте то, что помогает Вам неуклонно идти вперед... Ту неодолимую силу, которая поддерживает Вас и помогает двигаться дальше, несмотря ни на что... Представьте ее как некий символ... запомните его... Открыв глаза, нарисуйте его и – если Вам будет трудно – вспомните его, вернитесь в этот символ, в это состояние, найдите возможность соединиться с ним, когда это будет необходимым Вашему существу.

Возникновение и формирование Внутреннего Критика

Внутренний Критик – как он встревает в нашу жизнь и в наши отношения? Откуда берется наше Высшее Я? Мы рождаемся без него, внутри младенца есть только Первозданный Свет (Soul Child). Мы приобретаем Критика, когда нас начинают воспитывать. В детстве в нас формируется и восприятие, отношение к критике, мы привыкаем реагировать на критику, внешнюю или внутреннюю, тем или иным способом.

Между 3-5 годами мозг ребенка развивается и позволяет видеть последствия наших действий. Ребенок замечает: «Ага, если я так сделаю – произойдет наверняка вот это.. как и в прошлый раз». До этого момента работал невербальный импринтинг, а здесь начинают работать ментальные конструкции. Родители задают настройку нашему Критику. Ребенок начинает узнавать о жизни – слово «нет» и «нельзя», «не делай этого и того», «не будь таким», «таким быть плохо». Он еще не понимает этих слов, но он чувствует интонацию неприятия, непринятия, неодобрения.. Мозг еще не развит, он не умеет создать себе поддержку и защиту, не может проанализировать поступок – и что-то повреждается в его Свете от этой произошедшей неприятности.

По мере взросления у ребенка становится все больше возможностей исследовать мир, и воспитание становится более интенсивным. Ребенок постоянно критикуется окружающими, ему делают постоянные замечания - что можно и что нельзя, что хорошо и что плохо. Родители, воспитатели, учителя, и просто прохожие...

Самое трудное, когда эти замечания становятся противоречивы. Например, один важный нам человек говорит, что это плохо, а другой – не менее важный – что-то же самое хорошо. Как понять, кто из них прав? А бывает, что один и тот же человек противоречит сам себе и поступает сам противоположно своим словам. Ребенку трудно разобраться в истине, он еще мало понимает смысл слов, пока что он только слушает и верит интонации, передающей эмоции говорящего. И как же редко ребенку даются спокойные понятные объяснения – почему на самом деле это плохо? Взрослый в потоке своих переживаний редко в состоянии дать ребенку адекватный ответ на происходящее.

Доходчивые и искренние объяснения уменьшают травматическое влияние критики. Пусть ребенок не поймет весь смысл слов, но он научится считывать и чувствовать адекватное направление, которое поможет ему справиться как со своими эмоциями, так и разобраться с внешней ситуацией, в которую он попал. Если ребенку ничего не объясняют – обучения не происходит. Нам важно научиться адекватно воспринимать критику, не ранить себя или сопротивляться, а слушать суть и стараться понять взаимосвязи происходящего, видеть возможный следующий верный ход в ситуации. Часто ребенку говорится только то, что он нехорош, что ему следует измениться – «давай-ка», «проснись же», «не упрямься», «делай, что я говорю» и т.д. Семейная структура диктует ему, каким надо быть, что неприемлемо. Потом ребенок отправляется в школу, и все становится хуже в два раза.

Родители накладывают на ребенка свои требования вместо свободы к приключениям и изучению мира, и подвергают его давлению различными способами. Обычное сообщение в школьном возрасте – если у тебя не будет хорошей оценки, ты будешь недостаточно хорош. Даже если родители этого не требуют, то учителя добавляют масла в огонь. Разжигаемая оценками конкуренция в достижениях рано или поздно начинает задевать.

Так на оценках и сравнениях начинает выкристаллизовываться Внутренний Критик. Если я хочу быть хорошим и любимым – я должен быть таким. Это ранит нашу Душу. Ребенок привыкает воспринимать критику как нападение на себя. И так постепенно мы стараемся прикрыть, защитить, спрятать Свет внутри себя... И его становится меньше... Мы становимся меньше, чем мы есть. Уходит радость и живость, мы перестаем играть, исследовать и создавать мир. Мы строим вокруг своей защиты Ложное Эго, приемлемое и «сильное», которое умеет приспосабливаться и выживать.

Родительские и учительские голоса нами интонируются, мы привыкаем слышать их, они говорят нашей голове. Мы начинаем себя критиковать и оценивать так же, как окружающие нас критиковали и оценивали. Если мы не остановимся и не осознаем, что происходит – мы обречены страдать и отдаляться от Себя и своей Жизни.

Выявление наших привычных реакций на критику

Как мы можем распознать в себе включение нашей негативной реакции на Внутреннего Критика? Есть физические реакции – тело сжимается, напрягается, возникают разные переживания, негативные эмоции (страх, отчаяние, досада, гнев…) Когда это возникает – мы воспринимаем это как нападение. И дальше есть 2 варианта поведения – пассивный и активный, жертва (подавленная агрессия на себя, или просто саботаж) и агрессор (выброс агрессии вовне, атака, борьба, взрыв).

Есть еще один способ, как мы можем осознавать влияние Внутреннего Критика – это реакции последствия Супер-Эго – стыд, вина, зависть, ревность, ненависть.

  • Стыд – осознание того, кем я являюсь. Здесь нападению подвергается моя идентичность (Я =…). Мне стыдно относительно того, кем я являюсь.

  • Вина – осуждению подвергается мое действие – что я делаю или НЕ делаю, или я плохо отношусь к кому-либо.

  • Ревность – возникает, когда Критик не дает возможности делать то, что хочется, или быть таким, каким мне бы хотелось, а кто-то другой это имеет.

  • Зависть – возникает, когда я вижу, как кто-то другой делает, или получает то, что я хочу.

  • Ненависть – возникает к тому, что мы неприемлем. Ненависть часто маскируется, нам проще заметить изъян вовне и указать на него. Нам неприятно в этом признаваться, но в основном то, что мы неприемлем в других, присутствует в том или ином виде и в нас самих.

Вопросы к себе для выявления Критика:

  • Назови первую вещь, за которую тебя обвиняли и критиковали в детстве.

  • Скажи, за что ты критикуешь себя прямо сейчас?

  • Как ты себя чувствуешь и что переживаешь сейчас?

  • На какие части твоей жизни Внутренний Критик сейчас влияет больше всего?

Обратите внимание, говорите ли Вы «Нет» на любые критические замечания в Ваш адрес, пытаетесь ли Вы сразу спорить и оправдываться (даже если только внутри)? Вспомните, как обычно в повседневной жизни Вы реагируете на замечания окружающих, какие ответы и эмоции в Вас звучат? Что в Вас происходит, когда Вы начинаете кого-либо критиковать?

Если у вас есть возможность работать в парах – один задает вопросы, другой отвечает. Если Вы чувствуете, что слушаете и критикуете мысленно говорящего – обратитесь к своему сердцу. Что заставляет Вас нападать, и что уязвимое Вы пытаетесь оборонить этим нападением? И сохраните эту привычку смотреть, прежде всего, в свое сердце на все Ваши повседневные диалоги с окружающими и с собой.

В центре Внутреннего Критика – присутствует правда, зерно истины, поэтому мы и верим ему, и прислушиваемся к нему. Урон наносит не это зерно правды, а искажение, которое идет вместе с ним.

Что-то дорогое нам разрушилось от беспощадного взгляда Критика, и мы чувствуем горечь утраты. Необходимо дать себе возможность побыть с этим горем, с пустотой, соединиться с ним, прожить... тогда можно будет воспринять правду, и создать что-то новое, более близкое внутренней истине.

Что мы обычно пытаемся делать с этой правдой? Пытаемся перебороть, доказать, что это не так, изменить, обмануть, забыть, не думать, отодвинуть, сопротивляемся... Есть и другой путь. Первый шаг – осознать. Второй – принять. Не боритесь с Внутренним Критиком, это бессмысленно!!! Иначе Вы будете обвинять себя уже только за наличие этого Критика, и наслаивать обвинения и проблемы. Очень часто можно впасть в «нельзя иметь Внутреннего Критика», и все станет еще хуже…

Основная причина существования Внутреннего Критика – выживание, для этого нам необходимо быть принятыми в социальной группе. Критик формирует нас такими, чтобы нас любили, принимали. Это нам необходимо. Именно поэтому у него такая власть над нами. И поэтому, когда мы начинаем разбирать Критика – с этим может быть связан страх – люди привыкают к своим стереотипам, статусам - нам есть, что терять, а будут ли нас принимать другими?


Когда мы продуктивно работаем с Внутренним Критиком – высвобождается огромное количество подавленной энергии. В этом и есть его изначальная мотивация и суть существования – помогать нам идти к истинному Я. На самом деле он на нашей стороне. Мы болезненно реагируем вместо осознания сути подсказки. Точно так же, как родители не хотят доставить боль своему ребенку – они искренне хотят, чтобы ему было лучше и удобнее жить в социуме.

Важно чувствовать степень влияния Критика, суть его слов легко искажается внешним давлением общепринятой морали. Большинство людей воспринимает Критика буквально и однозначно – есть плохо и хорошо, и весь мир делится для них на черное и белое, одна часть возвышается, другая отрицается.. Это ограничивает человека, ему приходится быть только тем, кем его хотят видеть, вместо того, чтобы быть тем, кем он является.

Реакции на проявления Внутреннего Критика

Существует два способа реагирования на импульс:

  • Reactivity – реакционность, импульсивная эмоциональная реакция без осознания, несущая контратаку, заряд голой эмоции, исходит от эго, имеет скрытую или явную оценку, и всегда принимается на личный счет как нападение.

  • Response – ответ, отклик, ответственный и отзывчивый, прошедший обработку осознанием, в этом есть отстраненность, не ранимость, мудрость, дает представление об общей картине как о таковой, безлично, не направлено на личность, и не воспринимается на личный счет, имеет отношение к сути происходящего, а не к оценке.

Человек привычно реагирует чаще всего так, как это было принято в семье. Хотя бывают исключения, когда в одной и той же семье дети реагируют по-разному – в силу природного дара и врожденной мудрости некоторым детям удается сохранить свою целостность, в них силен голос истины, есть внутренняя тишина и глубокая внутренняя позитивность, они не ведутся на реакции окружающих и дают незамутненный ответ на происходящее. Это редкий дар. Обычно мы давим на мудрость, не даем ей проявиться и зазвучать. Если в семье поддерживается внимание к осознанию и слушанию себя – мудрость в нас развивается. Мудрость зависит от опыта осознания, и ее можно развить в себе.

Вопросы к себе для выявления механизмов реагирования:

В момент своего реагирования или после него нужно перенести внимание вглубь себя и поглядеть внимательно:

  • Почему я так реагирую?

  • Что заставляет меня реагировать?

  • Чему я сопротивляюсь? Что не могу принять?

Это помогает переключить внимание с внешнего раздражителя на себя и видеть, что реакция связана с собой, а не с другим человеком. Чем больше мы разбираем и осознаем свои реакции, тем реже мы реагируем на атаки извне и переходим на мудрый ответ изнутри.

Важно научиться видеть, что стоит за нашей реакцией на Внутреннего Критика. Обязательно всплывет какая-то яркая болезненная реакция в раннем детстве. Если мы будем оставаться в диалоге с ним – мы выработаем дистанцию, но борьба и спор не исчезнет. Чтобы высвободить энергию – нужно осознавать свою реакционность (Reactivity) - и замечать ее: я попался, я введусь, я ловлюсь. Реакция есть, пока кто-то не остановится и не скажет «стоп – я готов разобраться с этим» - и посмотрит глубже... И это тоже возможно говорит Критик, но уже из мудрого ответа изнутри, готовый принять истинное послание…

Влияние убеждений на систему Внутреннего Критика

В западной культуре очень важна оценка, ориентация на успех в достижениях, акцент на внешней экспансии. В буддизме – важнее быть, а не достигать, и там детям чаще разрешается в полной мере проявлять себя – быть со своей сущностью важнее, чем достигать чего-либо внешнего, внутренняя целостность становится целью.

В первую очередь важно то, кем мы являемся. Часто в середине жизни мы чувствуем, что достигли многого, иногда и всего, но чего-то не хватает, что-то безвозвратно потеряно. Все вроде уже есть, но оно больше не радует. Что-то зовет из глубины нашего Я. Это хорошее время для того, чтобы оставить все лишнее на заднем плане, и обратить все свое внимание на истинные призывы нашей Души.

Стремление к общепринятым экспансивным достижениям формирует в нас систему убеждений, она закладывается опытом родителей и диктуется со всех сторон социумом. Эта система убеждений формирует значительную часть нашего Внутреннего Критика. Мы зачастую привычно воспринимаем эти убеждения за правду, но так ли это на самом деле? Какие эмоции и цели заставляют нас придерживаться тех или иных убеждений?

Убеждений у социума великое множество – предрассудки, религиозные представления, убеждения, связанные с полом, с воспитанием детей, всевозможные табу и т.д.

Каждое убеждение можно рассмотреть в нескольких уровнях:

  • личностный уровень (представления о себе)

  • семейный уровень (представления о семье)

  • межличностный уровень (отношения между людьми)

  • уровень общества и культуры (расовые, политические, религиозные, законы, и т.д.)

За убеждением, включающим слово «должен», как правило, стоит обратное – нужда обиженного, кому должны. Например, «мой муж должен меня любить» - значит, он любит меня недостаточно. За этим стоит оценка, а за любой оценкой стоит разделение на высшего и низшего. Я важней, чем ты, поэтому я могу говорить тебе, что ты должен делать и как себя вести.

Упражнение для выявления и проработки своих убеждений

Запишите свои убеждения (представления), которым вы придерживаетесь по жизни (по каждому пункту не меньше пяти):

  • Личностные

  • Межличностные

  • Политические

  • Религиозные

Выберите по одному убеждению из каждого раздела, и по каждому убеждению ответьте на ряд следующих вопросов. Если у вас есть возможность работать в парах – один задает вопросы, другой отвечает.

Вопросы к убеждению:

  • Это правда?

  • Действительно ли это правда?

  • Что происходит с тобой, внутри тебя, когда ты соприкасаешься с этим представлением? Кто ты, когда ты с этим представлением?

  • Если бы у тебя не было этого убеждения, кем бы ты был(а)? Как бы сложилась твоя жизнь без этого представления?

Постарайтесь отойти от оценки убеждения и посмотреть на сами Ваши жизненные ситуации, которые подвергаются влиянию Ваших представлений. Служит ли это убеждение здесь Вам на пользу, мотивирует ли оно Вас продуктивно, решает ли эффективно ситуацию? В чем оно ограничивает Вас? Чего Вы на самом деле хотите? Что Вы можете сделать сами для разрешения проблемы?

Самый важный шаг – переверните Ваше убеждение, перефразируйте его продуктивно, вернув себе ответственность и возможность действия и изменения. Выйдите из позиции ограниченной жертвы в позицию имеющего необходимый ресурс, видящего изобилие и возможность.

Например, «мой муж должен меня любить». Варианты – «Я буду больше любить себя», «Я буду больше любить моего мужа».

Обязательно следите за тем, чтобы слово «должен(-на)» не появлялось вновь – пусть будет «я выбираю», « я позволяю», при этом старайтесь не создать нового убеждения. Почувствуйте разницу – вместо ощущения жесткости ограничения новая фраза дает ощущение свободы и доступности, будто несколько дверей вдруг распахиваются Вам навстречу, открывая желаемое. Верните себе в свои руки ключ к Вашему счастью и целостности. Мы не можем заставить других подчиняться, но в наших силах – настроить продуктивно наше собственное восприятие и двигаться успешно самостоятельно.

Защита уязвимости

Медитация: Вместе с дыханием погрузитесь глубже в самый Ваш центр… Почувствуйте самую беззащитную глубину Вашего сердца, самую нежную, уязвимую и ранимую Вашу часть, которая нуждается в защите. Представьте ее как некий образ. Посмотрите, какую защиту Вы сейчас даете этому в своей жизни. Представьте эту защиту тоже в виде визуального образа, или запомните в виде ощущения. Открыв глаза, нарисуйте картину этих двух взаимодействующих образов.

Ребенок, получивший рану однажды от критики, идя по жизни, набивает на рану новые шишки, мозоли становятся грубее, в результате взрослый строит мощный барьер, за которым прячет и защищает свою уязвимость, свое Истинное Я.

Постепенно мы привыкаем отрицать свою чувствительность и уязвимость, демонстрируя вовне силу и непобедимость. Здесь скрыто много ловушек Эго. Мы хотим достигать успешно своих целей, и настроены не думать о своей уязвимости. Вместе с этим мы теряем ощущение связи со своим Истинным Я. Возможен и другой вариант – мы декларируем вовне показную открытость и откровенность, но на самом деле это еще более хитрая ловушка и защита нашей истинной уязвимости. Мы опять же хотим казаться более сильными и непобедимыми, чем есть на самом деле. Эго заставляет нас индульгировать и выдумывает все более изощренные способы защиты. Мы хотим казаться выше и лучше, чем мы есть. Это стремление заставляет нас сопротивляться критике, и не менять ничего в нас самих. Поэтому мы часто отрицаем, что защищаем свою уязвимость.

Чтобы быть успешным в общении, мы строим систему проекций, мы общаемся сквозь наши проекции. Чтобы удерживать шаткую систему наших убеждений, нам привычно перекладывать ответственность вовне, указывая другим – это у тебя что-то не в порядке. Нам всегда есть дело до критики других. Внутренний диалог может часами доказывать нашу правоту. Это позволяет усилить свою защиту. Обращенную к нам критику мы отбрасываем, отражаем мгновенно и чаще всего бессознательно то, что к нам обращено.

Игнорируя боль, мы привыкаем быть непроницаемыми, и избегаем мягкости, нежности, чувствительности, глубины. Это исходит из желания власти и контроля. Не дать власти над собой и контролировать других. Очень трудно на самом деле открыть сердце. Это вызывает страдание и в нас, и в тех, кому мы себя открываем. Но только открыв свою уязвимость и боль, можно открыть свою любовь. Позволить нашему сердцу быть нежным и уязвимым – это очень страшно и трудно. Мы всеми силами защищаем свою независимость, учимся быть несгибаемыми и твердыми, и платим за это тоской по недоступному, отдаляясь от сердца своего и сердец нас окружающих. Кризисы и боль ведут нас к обучению открытости уязвимости. В конце концов, мы сдаем все защиты и обороны, видя и признавая их, открывая их вовне.

Упражнение в парах:

Если у вас есть возможность работать в парах – один задает вопросы, другой отвечает.

Не спешите, и чувствуйте, что с Вами происходит. Будьте бережны к себе и партнеру. Помните, что Вы обращаетесь к самому уязвимому и мягкому, что требует защиты.

  • Как ты защищаешь свою уязвимость?

  • Как ты переживаешь свою уязвимость?

Когда один закончил отвечать на вопросы, второй (слушающий ответы) рассказывает, что он увидел в этом рассказе и в самом рассказывающем, что почувствовал, что ощутил.

Защита и оборона

Есть разница между защитой и обороной, вернее, самообороной. Защита – это то, что Вы носите постоянно как броню, или как изгородь, закрывающая доступ к охраняемому внутри. Навык самообороны – Вы им владеете, но используете только в случае реальной угрозы жизни, он всегда при Вас, потому что это не внешний, а внутренний ресурс. Защита окружает Вас, и этим лишает возможности выходить наружу. Самооборона как бы где-то сбоку на периферии, незаметна, но всегда начеку в полной готовности.

За защитой стоит желание спрятать, скрыть уязвимое. За защитой всегда есть рана. Поэтому работать над вскрытием защиты надо бережно и внимательно. Когда мы вскрываем механизмы защиты, мы осознаем, как она включается, что мы делаем и что чувствуем, какие последствия вовне идут за этим. Мы сознательно идем на риск быть более открытым, уязвимым, чувствительным. Открытие барьера происходит постепенно, мы учимся распознавать свои реакции и принимать их. Когда мы делаем первые шаги в этом направлении – нам нужно заручиться ощущением безопасности, создать некое переходное место, где мы сможем наполняться, восстанавливаться и исцеляться своими силами. Вы можете придумать себе вспомогательный образ такого поддерживающего Помощника, который постепенно научит Вас мудро находить меру защиты и хранить бдительность за тем, что происходит внутри Вас и снаружи.

У меня (прим. – у И. Стюарт), например, в свое время, когда мне нужна была защита, этим образом был старый мудрый тибетский монах, который никогда не нападает первым, он защищает только когда идет настоящее нападение, он не ищет побед, он только хранит жизнь.

Нельзя срывать с себя защиту, это нужно делать постепенно. Чем больше был травмирован Ребенок в Вас, тем более постепенным должен быть процесс открытия. Вначале мы часто вовсе не можем увидеть эту раненную уязвимую часть, мы постепенно восстанавливаем связь с ней.

Защиты служат определенной цели, они обеспечивают нам безопасность. Не все люди смогли выстроить эти защиты, и им трудно функционировать в этом мире нормально. Полное отсутствие защиты неосознанное – может привести к расстройству адаптации. Мы должны осознанно использовать свою защиту, чтобы продуктивно делать что-то в этом мире. Необходимо хранить бдительность за степенью защиты, и мужество выходить в этот мир открытым Самим Собой. Где та мера – может подсказать только Сердце.

В защите всегда есть противоречивая двойная функция: мы и защищаем, и ограничиваем себя. Это необходимо, т.к. мы не можем контролировать окружающий мир. Мы вынуждены признавать свою хрупкость и уязвимость. Работа с осознанием собственной защиты учит нас внимательности и мужеству. Пока у нас нет достаточной зрелости, защиты в какой-то степени нам нужны, они оберегают и служат росту. С возрастом мы находим, что защиты нужны нам все меньше и меньше, и в какой-то момент мы понимаем, что они больше не нужны. Маленький ребенок сначала учиться ходить с поддержкой взрослых, потом сам. Сломавший ногу взрослый не может сразу ходить, ему нужен временный костыль, и с его помощью но учится ходить заново, потом учиться ходить уже без костыля. Когда мы учимся, хорошо иметь рядом поддержку. Нам нужно научиться не защите, а поддержке самих себя.

Когда сущность Истинного Я проявлена, высвобождается много энергии и силы, и тогда нападение невозможно, оно не может ударить и поранить. Мудрый ответ исходит из нашего центра, он свободен от эго-реакции, и несет в себе адекватный выход для всех сторон.

Что происходит, когда защита вместо нас вступает в отношения с другими людьми? Включается наша критика, осуждения, рассуждения, оценки, сравнения. Другой – это зеркало, показывающее то, что мы не можем принять в себе, но нам кажется, что мы этим не обладаем. Встречаются люди, с которыми мы вообще не можем общаться, которых не переносим, которых мы критикуем, и люди, которых мы возносим на пьедестал и безмерно почитаем. Если мы будем внимательны, то с их помощью мы обнаружим то, что происходит внутри нас.

Вопросы к себе для выявления критических неприятий и предпочтений:

  • Кого я обычно избегаю?

  • Кто мне более всех неприятен?

  • Кого я больше всего критикую? Каких людей за какие качества?

  • Кем я больше всего восхищаюсь?

  • Какие качества мне труднее всего присвоить себе? – выбрать одно положительное и одно отрицательное

  • Чем это отрицательное качество меня так сильно раздражает? Если бы оно было во мне, что хорошего и продуктивного мне бы это дало?

  • Что случится, если я позволю себе проявить это положительное качество? Каким способом я могу проявить его прямо сейчас?

Самостоятельную работу над выявлением и осознанием наших механизмов восприятия и поведения необходимо хотеть делать каждый день. Когда мы даем себе искреннее обязательство делать эту работу, наше Истинное Я радуется и дает нам поддержку.

Начальный шаг – это обязательство самому себе продолжать эту работу.

Найдите свой приемлемый режим – насколько я готов проделать эту работу? Каждый день? Утром или вечером? Или раз в неделю на выходных? Сколько я сейчас могу посвятить этому времени и сил? Как мне лучше работается? Письменно в дневнике или просто глядя на свечу и разговаривая с огнем? Найдите эффективный и приемлемый способ для Вас.

Можно устраивать себе вечерний перепросмотр прошедшего дня. Важно сосредоточиться на каком-либо одном аспекте исследования себя – например, в течение месяца вы изучаете свою реакционность. И в момент просмотра отмечаете все моменты, которые в течение дня заставляли Вас реагировать, рассматривая импульсы и Вашу реакцию на них. Выбираете для проработки один самый интенсивный случай проявления Вашей реакции. Что в тот момент во мне происходило? Что вызвало мою реакцию? Почему это со мной происходило? Чего мне хотелось? Какая потребность стояла за этим желанием? В самой глубине моей души о чем эта потребность на самом деле? Про что она? Что во мне требует проявления? Каким способом я могу это сделать завтра?

Мотив нашего поведения скрыт вглубь по спирали: внешнее поведение (поступок, реакция, слова) → желание → потребность → базовое качество Истнного Я.

В течение дня полезен сталкинг – остановки в течение дня, позволяющие остановиться внутренне и отследить, что происходит здесь и сейчас. Вопросы в момент остановки: Где я сейчас нахожусь? Что во мне происходит? Что я делаю? Что я на самом деле делаю? На чем сосредоточено мое внимание? Где мои мысли? Что с моим телом? Какие эмоции есть во мне сейчас? Что происходило со мной с последнего момента остановки? Делайте себе различные напоминания для остановки в течение дня.

Ведение дневника может быть как осознанным и регулярным фиксированием происходящего, так и бессознательным посланием Вашего Другого Я. Для второго способа удобно утреннее ведение дневника в виде автоматического письма. Перед сном Вы кладете рядом с собой ручку и тетрадь, утром сразу как проснетесь, почти не открывая глаз, стараясь не расплескать состояние после сна, пишете не останавливаясь и не отрывая ручку от бумаги 3 страницы. Где-то к третьей странице происходит некое изменение, метаморфоза, там возможны самые невообразимые решения и ответы для Ваших насущных вопросов. С вечера Вы можете настроиться на какой-либо конкретный вопрос.

Работа с помощью диалога – Вы можете выбранный Вами аспект проработки представить как отдельную субличность, и попробовать пообщаться с ней, можно писать друг другу письма, или поставить 2 стула и поочередно отвечать с них друг другу.

Работа с сопротивлением – необходимо регулярно восстанавливать связь с Вашим обещанием идти дальше и продолжать работу. Иначе работа рано или поздно будет подвергнута саботажу. Страх изменений – эго боится потерять что-то более важное ему. Попробуйте разобраться, что Вы боитесь потерять, чего боитесь лишиться из-за работы. Найдите способ в разумной мере обеспечить себе удовлетворение этой потребности, без ущерба для работы.

Намерение осознавать помогает почувствовать глубинную суть происходящего. Иначе мы живем в слепоте, в стереотипах. Чем дальше мы идем по пути, тем больше получаем знаков и ответов – изнутри и извне, мы становимся более чувствительными и внимательными. Мы можем устанавливать диалог с этими знаками, с нашим состоянием, с явлениями в нашем теле, с окружающими предметами и явлениями.

Работа с телом – различные телесные практики направлены на снятие брони с тела. Многие избегают такой работы, т.к. она может вскрывать большое количество травм и лишать нас привычного контроля и владения собой. Если травма вышла, и поднялось воспоминание и переживание, необходимо дать ему полностью проявиться, отдать ему все внимание, быть с этим настолько соединенно, насколько это возможно. Весь поднимающийся материал желательно отдельно потом после практики записать и проработать осознанно.

Арт-терапия – различные способы самовыражения приветствуются, с помощью рисунка, лепки, движения, танца, пения, игр можно выявить и проработать ту или иную проблематику, и дать возможность своему Изначальному Свету выйти наружу и вспомнить, что такое Игра, Радость, Творчество. Позволяйте своей психике самостоятельно выбирать способ проявления – она знает, с чем и как Вам надо работать сегодня. Слушайте чутко зов Вашей Души и позвольте ей изливаться свободно и полно. Танцуйте, рисуйте, пойте Ваше состояние, и смотрите, что произойдет.

Рекомендуемые книги и техники в помощь:

  • Габриэла Рот – Танец 5-ти ритмов.
  • Джулия Кэмерон – Путь художника.
  • Байрон Кэти – Любить то, что есть.

* Ивонн Стюарт занимается психотерапией и духовными практиками уже более 30 лет. Ее опыт включает в себя частную практику, обучение консультантов и терапевтов, проведение тренингов и обучающих семинаров. Ивонн жила и работала в нескольких странах, предоставлявших широкие перспективы индивидуального и духовного развития в рамках разных культур. Она прошла программы тренингов "Искусство Жить с Намерением" в Мексике и обучалась у Виктора Санчеса методикам AVP. В последствии вместе с Маноло Сетина она стала основателем фонда Ниерика для поддержки коренных народов Мексики, в частности Виррарика. В настоящий момент она исследует, как развитие и социализация ребенка влияют на его душевное состояние, а так же тему духовного путешествия человека обратно к его Истинной сущности.

** Опубликовано с любезного разрешения Ивонн Стюарт.