• 1

Метки

духовные традиции совершенствование личности сохранение энергии осознание своих ограничений проблемы коренных народов похороны воина кинам инициация внутренний ребёнок шаман конец света мезоамерика Сергей Рословец сотворение мира нагваль заочная программа обучения путешествия темаскаль самозакапывание индейская баня мастер-класс психология сталкинг самостоятельно цивилизация Майя Вирикута темный ритрит духовный поиск календарь сказки о силе кетцалькоатль моделирование будущего индейский ритуал дуальность медитация тольтек фиктивные тренинги пейот смысл жизни защита природы Мексика консультирование духовные практики древние знания выжившие тольтеки внутренняя сила шаги к свободе мужчина и женщина тенсёгрити тренинг-погружение впечатления участника семинар защита культуры прыжок в другое я саморазвитие древние мифы личностный рост традиция тольтеков уверенность в себе не-делание шаманизм святая земля коучинг священное место внутренний критик тональ индейцы личная сила Виктор Санчес древние цивилизации мастерская изменение своей судьбы сновидение ацтеки 2012 поиск видения тренинг силы природы практическое обучение традиции мексики индейское знание индейцы Мексики встреча с неизвестностью перепросмотр Карлос Кастанеда Пополь Вух духовное путешествие майя онлайн-тренинг индейская церемония дон Хуан анти-анропология инлакеш система длинного счета Майя избавление от вредных привычек остановка внутреннего диалога заочный тренинг права коренных народов

Внутренний диалог

Внутренний диалог представляет собой мысленный разговор, который мы постоянно ведем сами с собой, и является непосредственным выражением реальности, воспринимаемой каждым из нас. Он выполняет функцию стража, чья главная задача - защищать вышеупомянутое описание, подпитывая его собственным содержанием (мыслями) и способствуя совершению поступков, усиливающих его. Из этого следует, что мы воспринимаем этот мир и ведем себя так, как нам это свойственно, опираясь на то, что говорим себе в рассуждениях с самими собой. Это же, в свою очередь, способствует подтверждению содержания и описанию нашего внутреннего диалога. Приверженность внутреннему диалогу может довести до такой крайности, как привычка подменять своими мыслями реальность. Мы смотрим на мир, на предметы, на людей, на себя и в то же время думаем о том, что видим, и, в конце концов, начинаем принимать свои мысли за предметы реального мира. Мы говорим себе, что мир такой-то и такой-то, и пребываем в убеждении, что так оно на самом деле и есть.

Естественно, все, что происходит как следствие этого внутреннего диалога, прекращается в тот момент, когда мы оказываемся способны остановить этот диалог. Именно поэтому дон Хуан говорит об остановке внутреннего диалога как о ключе, открывающем двери между мирами.

Кольца Силы

Способность «выделять» определенные выровненные эманации, соответствующие терминам описания, разделяемого остальным человечеством, называется «первым кольцом Силы» - мы прилагаем его к элементам окружающего мира, проецируя на них наше описание. В итоге возникает описание мира в том виде, в каком мы его воспринимаем. Кроме того, принадлежащее каждому кольцо Силы совмещено с кольцами Силы остальных людей. Таким образом, создание реальности в терминах описания - до известной степени коллективная задача, в решении которой принимают участие все попавшие в данную ситуацию. В результате объекты реальности воспринимаются людьми практически одинаково.

В то же время существует второе кольцо Силы, позволяющее выходить за пределы обыденного восприятия, - именно его используют маги, формируя восприятие иных миров. Такое второе кольцо есть у каждого, однако оно начинает функционировать только тогда, когда удается заставить замолчать первое кольцо, что в жизни обычных людей встречается не часто.

Неделание

Один из способов блокировать первое кольцо заключается в совершении поступков, чуждых нашему обыденному описанию мира, - этот способ известен под названием «неделание». Обыденное описание мира заставляет нас вести себя в соответствии с присущими ему терминами; таким образом, все наши действия оказываются эманациями упомянутого описания мира и одновременно направлены на его воспроизведение. Эти действия суть то, что мы называем «деянием». В сочетании с питающим их описанием мира они образуют самовоспроизводящуюся систему. Любое не совпадающее с миром действие является формой неделания.

Неделание прерывает поток описания, что, в свою очередь, приостанавливает созидание мира известного. Неделание - тот посредник, который открывает путь к неизвестной стороне реальности и нас самих. Иными словами, оно обеспечивает доступ к «нагуалю» - мы говорим о нем, как об «отдельной реальности», а если речь идет об отдельном человеке - как об «осознании другого я».

Поскольку неделание, практикуемое как осознание правой стороны, позволяет нам прикоснуться и к граням осознания левой стороны, то систематическая практика неделания создает все новые точки такого соприкосновения. Мало-помалу это может позволить нам приблизиться к объединению двух способов осознания, в результате чего может появиться «целостность самого себя».

Эго как элемент описания

Следует иметь в виду и другой аспект. Все, о чем мы говорим, ссылаясь на собственное «я» (эго), является элементом усвоенного нами описания. Данное обстоятельство приобретает особое значение, если мы осознаем, что эта часть описания приковывает нас к определенным формам бытия и поведения. Хотя эти формы кажутся абсолютными и жестко определенными, они могут быть остановлены или полностью прекращены, открывая перед нами неограниченные возможности в том, чем мы можем стать и что мы можем делать. Следовательно, приостанавливающее поток описания неделание есть открытая дверь к свободе и путь к изменению себя.

Неделанием собственного «я» мы прерываем поток описания собственно персоны, освобождаемся от заклятия эго - которое только и хочет, чтобы ему верили, будто только оно и представляет собой единственную реальность, - и оказываемся способными распознать свою истинную природу, природу энергетических полей, свободных и текучих. С этого момента мы можем открывать самих себя заново - намеренно и добровольно; мы обретаем способность по-новому отвечать на новые ситуации, ежесекундно возникающие вокруг нас.

Тональ и нагуаль

Одним из наиболее интересных аспектов видения мира «по дону Хуану» является дуальная концепция реальности, находящая свое выражение в терминах «тональ» и «нагуаль». Это один из многочисленных примеров, указывающих на доколумбово происхождение такого видения. Нетрудно установить близкую связь между этими представлениями и двумя гранями Ометеотля, выражающего суть мироздания в древней культуре тольтеков.

Наиболее подробное разъяснение сути тоналя и нагуаля Кастанеда приводит в своей книге «Сказки о Силе». В ней он открывает нам два аспекта тоналя: это и пространство, в котором обычный человек существует на протяжении жизни, и организующее начало, дающее смысл и значение всему, имеющему отношение к осознанию. Тональ включает в себя все, чем является человек, все, о чем он думает и что делает, все, о чем мы вообще можем думать и говорить. Рассудок, мышление и обычное описание реальности - вот твердыни тоналя, они включают весь спектр известного. Для обычного человека существует только известное, и потому сознательный опыт ограничен для него пределами тоналя - приобретение этого опыта начинается с момента рождения и заканчивается со смертью.

Соответственно, нагуаль можно определить как все, остающееся за пределами тоналя. Это то, о чем невозможно помыслить. Кастанеда описывает тональ как остров, на котором проходит вся повседневная жизнь. Никто не знает о том, что лежит за пределами острова. Нагуаль в этом случае будет окружающим остров пространством невообразимых тайн.

Нагуаль невозможно понять или выразить словами - поскольку и понимание и слова принадлежат тоналю - тем не менее, он может восприниматься человеком и стать частью его опыта. В этом заключается одна из основных целей мага. Он не стремится понять или найти рациональное объяснение полученному опыту взаимодействия с нагуалем маг интересуется только теми возможностями, которые проистекают из контакта с нагуалем.

Практически все происходит в нагуале - он включает в себя все сущее; задача же тоналя привнести в реальность нагуаля (вселенную эманаций Орла) порядок и смысл, которые на самом деле не являются частью трансцендентальной реальности. Тональ и нагуаль, эти два аспекта мироздания, находят соответствующее выражение и в строении человеческих существ, каждое из которых обладает стороной тоналя и стороной нагуаля. В книгах Кастанеды это называется осознанием правой стороны и осознанием левой стороны, обычным осознанием и осознанием другого себя, «сновидящим» и «видимым во сне». Тональ, привнося порядок в присущий нагуалю хаос, защищает наше бытие от сокрушительного удара, который нам пришлось бы испытать, столкнись мы с нагуалем неподготовленными. Различие между тоналем и нагуалем красной нитью проходит через дидактику дона Хуана, которая подразделяется на учение для правой стороны и учение для левой стороны. Первое служит для создания более здоровых и работоспособных элементов на островке тоналя, или для того, что известно как «расчистка острова тоналя» (IV-232). Цель второго - позволить ученику непосредственно ощутить нагуаль, но так, чтобы он не потерял рассудок.

Однако если тональ каждой личности упорядочивает мир и придает ему осмысленность, а воспринимаемая таким образом реальность не имеет трансцендентального существования, то каким образом человеческие существа могут иметь схожие взгляды на реальность? Что заставляет наш тональ создавать реальность точно такую же, как у других?

Отчасти ответом на этот вопрос служит сказанное выше о коллективном созидании обыденного восприятия при помощи первого кольца Силы. Есть, однако, еще один фактор, известный как «тональ времени», который можно понимать как описание мира, присущее членам каждого общества, находящимся в данном времени и пространстве. Они поддерживают это описание, одновременно впитывая его и передавая детям, рожденным в этом обществе. Последние должны воспринять это описание, чтобы интегрироваться в общество в качестве его членов, а членами общества они становятся, когда оказываются способны воспроизводить указанное описание и разделять его с другими. Именно тональ времени (IV-175) навязывает личности описание, которое, в сочетании с личным тоналем, создает восприятие, согласованное с восприятием других членов данного общества. Конечно, восприятие мира у различных людей может иметь свои особенности, причина которых заключается в личной истории каждого.

Осознание Другого Я

С левой стороны или в нагуале каждого находится то, что известно как «осознание другого Я». Его спасение и повторное включение в воспринимаемую человеком реальность - одна из сквозных тем в книгах Кастанеды. Объединение осознания другого себя с повседневным осознанием ведет к обретению «цельности самого себя».

Являясь выражением нагуаля, осознание другого себя непостижимо, при этом возможности его практически не ограничены. На страницах книг Кастанеды приведено множество примеров проявления такого осознания. Ниже сформулированы некоторые его аспекты, скрытые в другом себе, чье воздействие можно испытать при помощи соответствующих техник (об этом говорится подробнее в следующих главах):

  • «Неясные воспоминания» другого себя включают воспоминания о нашем собственном прошлом, хранящиеся в памяти левой стороны (другого Я), которые заметно отличаются от воспоминаний, хранящихся в обычной памяти. Это относится к воспоминаниям, которые не согласуются с обыденным описанием мира и потому не регистрируются обычной памятью, оставаясь скрытыми в осознании другого себя.
  • Воспоминание о нашей природе светящихся существ, что позволяет воспринимать человеческое тело как сочетание энергетических полей.
  • Осознание нашего тела сновидения, что позволяет использовать в практических целях опыт, приобретаемый нами в состоянии сновидения.
  • Осознание собственной смерти, именно оно дает воину импульс и отрешенность, необходимые для наиболее эффективного поведения в любой возникающей ситуации.
  • Возможность выравнивать себя относительно осознания других форм жизни как органических, так и неорганических, таких как деревья, животные или сама Земля.