• 1

Метки

внутренняя сила путешествия не-делание мужчина и женщина заочный тренинг индейцы Мексики моделирование будущего индейское знание майя анти-анропология кинам саморазвитие Вирикута индейцы святая земля самозакапывание Мексика прыжок в другое я темный ритрит фиктивные тренинги медитация 2012 священное место совершенствование личности тенсёгрити внутренний критик цивилизация Майя тренинг осознание своих ограничений смысл жизни практическое обучение темаскаль древние мифы защита природы традиция тольтеков сновидение остановка внутреннего диалога психология древние знания инициация семинар календарь конец света мезоамерика ацтеки шаги к свободе изменение своей судьбы выжившие тольтеки древние цивилизации проблемы коренных народов сотворение мира самостоятельно кетцалькоатль впечатления участника тональ система длинного счета Майя избавление от вредных привычек защита культуры шаманизм духовный поиск уверенность в себе сталкинг Сергей Рословец дуальность личная сила поиск видения мастерская права коренных народов Карлос Кастанеда духовное путешествие инлакеш дон Хуан коучинг духовные практики заочная программа обучения консультирование внутренний ребёнок сохранение энергии пейот шаман сказки о силе похороны воина Пополь Вух тольтек тренинг-погружение индейская церемония индейская баня индейский ритуал встреча с неизвестностью Виктор Санчес мастер-класс нагваль силы природы личностный рост перепросмотр духовные традиции онлайн-тренинг традиции мексики

Сталкинг и отдельная реальность

Согласно взглядам сторонников учения дона Хуана на действительность, параллельно с нашей обычной реальностью существует иная, отдельная реальность. Один из основополагающих аспектов задачи воина состоит в достижении этой альтернативной реальности, что позволяет воспринимать наш мир в его полноте.

Вообще говоря, скорости восприятия, позволяющей воспринимать эту отдельную реальность, можно достичь только смещением точки сборки. Как упоминалось выше, эта точка стремится оставаться фиксированной на одном месте в течение всей жизни обычного человека. Если точка сборки не смещается, то мы остаемся прикованными к хаотическим условиям существования в нашей обычной реальности.

Отдельная реальность приглашает воина обрести свободу. Она предлагает новые, полные тайн миры, в которых каждое живое существо может приобрести такой опыт, о котором в обычной жизни оно не может и помыслить. Дон Хуан указывает два пути, ведущие к смещению точки сборки: искусство сновидения и искусство сталкинга. В настоящей главе мы коснемся исключительно искусства сталкинга.

Управление поведением в повседневном мире

Искусство сталкинга применяется в повседневной реальности. Это практика для осознания правой стороны; иными словами, оно состоит в чрезвычайно осторожном и компетентном обращении с обычной реальностью, при этом конечной целью искусства сталкинга является проникновение в отдельную реальность. Сталкер - непревзойденный практик, он превращает повседневный мир в поле боя, где каждый его поступок, каждое взаимодействие с другими людьми становятся частью стратегии.

Сталкинг - стратегическое управление нашим собственным поведением. Его область действия - взаимодействие, происходящее между человеческими существами (будь они воинами или обычными людьми). Потому сталкер не избегает общественной жизни, он погружается в нее и пользуется ею для воспитания духа, приобретения энергии и выхода за пределы персональной истории.

Сталкинг и охота

Термин «сталкинг» естественным образом напоминает нам об охоте. Сталкер - тот, кто наблюдает, тот, для кого скрадывание добычи стало неотъемлемой частью поведения. Охотник - сталкер по определению, хотя только воины могут применять эту технику к каждому аспекту собственной жизни, превращая каждый ее элемент, включая себя и собственные слабости, в свою добычу.

Истинный охотник, как и сталкер, хорошо знает различие между суждением и наблюдением, между вниманием и размышлением. Если мы хотим выследить добычу, то должны сначала обнаружить ее. Мы должны, не обнаруживая своего присутствия, наблюдать за поведением добычи, чтобы узнать ее привычный образ действий: где она кормится, когда и сколько спит, ее перемещения и так далее. Если наше наблюдение окажется результативным, то нам станут знакомы ее привычки, что позволит нам позднее поставить на нее ловушку.

Обычный человек не в состоянии провести различие между своими представлениями и реальностью, он путает наблюдение с суждением. Мы идем по жизни, думая по-разному (обычно, замечая отрицательное) о людях вокруг себя или о себе самих, - и это мы называем наблюдением. Наблюдение охотника, однако, не имеет ничего общего с таким критическим отношением. Представьте себе на мгновение, что произойдет, если охотник, вместо того чтобы молча наблюдать за добычей, начнет строить предположения о ее способностях и недостатках, выносить суждения о ее красоте или безобразии, оценивать ее как интересную или скучную. Например, вместо того, чтобы наблюдать, где и когда животное пьет воду, охотник скажет себе: «Я полагаю, что это животное обычно испытывает жажду приблизительно в полдень, и потому оно должно будет прийти пить воду к этому источнику; кроме того, у него глупое выражение на морде, а потому, мне нетрудно будет поймать его в ловушку». Если вы серьезно отнесетесь к таким своим мыслям, то позднее вы будете рассержены, не обнаружив свою добычу в полдень у источника.

Когда охотники ведут наблюдение, для размышлений или внутреннего диалога не остается места. Просто наблюдайте за происходящим. Наблюдение - один из основных элементов, на которых основано искусство сталкинга. Другой его элемент - необычное поведение.

Сталкинг и успех

Метод сталкера является наиболее эффективным способом взаимодействия с людьми в повседневном общении. Поступки сталкера основываются на наблюдении, а не на том, что он думает, восприятие им действительности расширяется, поскольку смещается точка сборки. Все действия сталкера мотивируются стратегией, а не прихотью, и потому он оказывается в лучшем положении по сравнению с обычными людьми во всем, что касается повседневных человеческих дел.

Большинство людей думает об отдельной реальности - если они способны воспринять идею о самом ее существовании - как о чем-то диком или фантасмагорическом. Они представляют себе мир, населенный союзниками и проходящими сквозь стены существами. На самом деле, проникновение в иные реальности может включать необычные психические переживания - например, ощущение тела сновидения, общение без слов или восприятие живых существ как «светящихся яиц». Оно также может включать в себя понимание того, что мы не приговорены прожить всю свою жизнь под гнетом собственных эго, что на самом деле возможно заново открыть себя. Мы осознаем, что способны сами создать новые и более здоровые способы любви; что порядок, к которому мы стремимся в нашем личном мире, может быть найден внутри нас самих - порядок, не зависящий от внешних показателей, таких как, например, инфляция, мировые кризисы или мнения посторонних.

Все это особенно актуально для искусства сталкинга. Эта практика обеспечивает нас мощными инструментами для более эффективных действий в повседневной общественной жизни, мы приводимся в движение и черпаем энергию от Силы, идущей откуда-то извне, из иного. Эта Сила, если ее точно направить, может, в конце концов, вызвать опустошение в мире, где люди знакомы только с правой стороной реальности.

Подводя итог, скажу, что искусство сталкинга представляет собой наблюдение, стратегическое управление своими действиями, выслеживание самого себя, наиболее эффективный контроль за ходом дел в повседневном мире и достижение смещения точки сборки при поддержании уравновешенности и эффективности. Это - строительство моста с этой стороны реальности, чтобы приблизиться к неизвестной стороне собственного «я».

Мелкий тиран

Данная техника, сочетающая в себе прагматическое отношение к жизни и юмор, является одним из наиболее рафинированных выражений искусства сталкинга. В самом общем виде она может применяться к любой ситуации, когда мы обнаруживаем, что стали жертвой неблагоприятных обстоятельств, в которые попали против своей воли. В особенности это относится к случаям, когда задето наше личное эго. Это ситуации, связанные с нанесением обид. причинением унижений или с плохим обращением.

В изложении Кастанеды, техника мелкого тирана представляет собой одно из высших проявлений искусства сталкинга. Она была разработана во времена испанского завоевания Мексики, когда маги и люди знания подвергались ужасному угнетению со стороны испанцев, В те времена большинство магов было истреблено, однако некоторые использовали сложившиеся обстоятельства для совершенствования искусства сталкинга, благодаря чему эти выжившие могли выходить невредимыми из самых неблагоприятных ситуаций. Совершенствуя свое искусство, они использовали все: преследования, угнетение и плохое обращение, которому подвергались. Они научились действовать скрытно и управлять ситуациями. Если им удавалось остаться в живых, то в конце концов они выходили победителями. Они превратили свое общение с мелкими тиранами в предмет стратегии. Но самым важным открытием было то, что стратегия обращения с мелкими тиранами оказывалась чрезвычайно эффективным средством искоренения чувства собственной важности. Поскольку это чувство представляет собой один из наиболее энергоемких видов деятельности человека, то его искоренение становится одной из важнейших целей сталкера, заинтересованного в использовании этой энергии для встречи с неизвестным.

Дон Хуан в «Огне изнутри» дает очень простое определение мелкого тирана: «Мелкий тиран - это мучитель, тот, кто властен над жизнью и смертью воинов или способен сделать их жизнь невыносимой...». Сталкеры колониальной эпохи классифицировали мелких тиранов по категориям, в соответствии с их уровнем влияния. Высоко над человеческим уровнем они поместили неумолимую Силу - источник всего сущего, первичную энергию мироздания, и назвали ее Тираном. По сравнению с этой Силой, даже самые могущественные и жестокие мучители людей были всего лишь мелкими тиранами, они-то и легли в основу классификации.

  • Мелкие тираны - могут распоряжаться жизнью и смертью своих жертв по собственной прихоти.
  • Мелкие тиранчики - могут изводить свои жертвы и причинять несмертельные раны.
  • Мелюзговые тиранчики - бесконечно докучливы и непрерывно раздражают. Естественно, в эпоху испанского вторжения мелкие тираны были повсюду. Однако воины последующих эпох и наших дней обычно имеют дело с мелкими тиранчиками; они подразделяются на четыре категории:
    • Те, кто мучают жестокостью и насилием.
    • Те, кто создает невыносимые страхи.
    • Те, кто подавляет печалью и мрачным настроением.
    • Те, кто мучают, приводя людей в ярость.

Как говорится в «Огне изнутри», для общения с мелкими тиранами сталкеры опираются на первые четыре элемента стратегии сталкера, к рассмотрению которых мы сейчас и приступим.

Стратегия сталкера (12)

Шесть перечисленных ниже элементов взаимно дополняют друг друга. Пять первых относятся к внутреннему миру воина и называются «атрибутами воина». Шестой элемент принадлежит внешнему миру. Все элементы, за исключением пятого, относятся к миру известного.

  • Контроль - обретение духом точного настроя, когда мелкий тиран попирает вас.
  • Дисциплина - сбор информации о тиране, в то время как он наносит тебе удары.
  • Выдержка - терпеливое ожидание, без спешки и нетерпения; сдерживание себя до момента сведения счетов.
  • Выбор подходящего момента - это время, когда надо пустить в дело все, что подготовили контроль, дисциплина и выдержка; иными словами, открыть шлюзы плотины.
  • Воля - единственный элемент, относящийся к миру неизвестного.
  • Мелкий тиран - это мучитель, делающий жизнь невыносимой. Воин использует его, чтобы уничтожить чувство собственной важности и научиться быть безупречным.

Эта техника требует определенного опыта работы и осознания, которых нет у начинающих. Здесь необходимо поддерживать хотя бы минимальное хладнокровие, чтобы следовать избранной стратегии в ситуациях, когда обычные люди бывают оглушены взрывами собственных эмоций. Важно уметь взглянуть на ситуацию со стороны.

Комментарий к технике

Всякая встреча с мелким тираном, пусть даже с самым незначительным, несет обычным людям вред и причиняет обиду. Однако наиболее сокрушительный удар не связан с ущербом, который причиняет нам тиран, - этот удар наносит нам чувство обиды и унижения, возникающее из-за того, что мы слишком серьезно относимся к себе самим. Давайте рассмотрим роль мелких тиранов в нашей жизни и спросим себя: так ли велик вред, который они нам причинили? Собранное наблюдение позволит нам осознать, что настоящий враг находится в нас самих. Это чувство собственной важности, оно гложет нас изнутри, когда мы попадаем в неприемлемую для нашего эго ситуацию. Воину можно причинить физический ущерб, но он не будет чувствовать себя оскорбленным действиями мелкого тирана. Воина можно ударить, но не унизить. Преимущество воина над мелким тираном (чья основная отличительная черта и слабость - предельно серьезное отношение к самому себе) заключается в излишке энергии, который не был израсходован на поддержание чувства собственной важности. Обладая избытком энергии, воин следует своей стратегии, он сохраняет способность к контролю и наблюдению, а затем расставляет свои ловушки и ждет. В конце концов, воин выходит победителем, укрепив при этом свой дух.

Воин внимательно рассматривает каждую возникшую ситуацию, воспринимает ее как вызов и ведет себя в соответствии со стратегией. Такой образ действия может быть не только использован для общения с мелкими тиранами, но и применим к любой ситуации, в которой мы можем стать жертвой нападения, почувствовать себя униженными или оскорбленными. Какие новые возможности откроются перед нами, если в своих действиях мы перестанем руководствоваться чувством собственной важности? Ответ на этот вопрос можно получить только на практике.

Человек, не занятый самоистязанием в связи с полученным оскорблением, оказывается в лучшем положении - он может избежать какого-либо ущерба. Вспомним случай с человеком, за которым гонится лев: человеку приходится спасаться бегством. Если он потеряет время, сердясь на льва или чувствуя себя оскорбленным «дурным обращением» со стороны животного, то погибнет. То же самое в человеческих взаимоотношениях: наше чувство собственной важности делает нас неспособными к действиям в необходимый момент; соответственно, результаты оказываются вполне предсказуемыми.

Последнее уточнение относительно техники. Необходимо применять ее осторожно. Не следует забывать, что мелкий тиран - враг. Я подчеркиваю это, потому что всегда найдется тот, кто скажет: «Ах, какая удача! У меня уже есть мелкий тиран - дома... это моя жена (или муж)». Будьте осторожны с таким легкомысленным отношением к технике. В вашей ситуации, возможно, потребуется скорее честность и сочувствие, а не противостояние, пусть даже оно будет вестись по всем правилам стратегии. Следует помнить, что сталкер не должен давать воли чувству собственной важности, - это применимо к любой ситуации. Мелкий же тиран должен находиться по отношению к сталкеру в позиции силы, представлять собой внешний фактор, не находящийся в обычных условиях под нашим контролем. Нельзя приклеивать ярлычок «мелкий тиран» к тем, кто нам просто не нравится.

Изменение внешности (13)

Работа с внешним видом - еще одна техника сталкинга, она может стать для вас развлечением, а может и опустошить вас. Она близка к артистическому творчеству в его подлинном смысле. До определенной степени это и искусство актера, и искусство переодевания.

Главное в этой технике (практикуя которую, вам приходится переодеваться и/или действовать в качестве другого, совершенно непохожего на того человека, каким вас привыкли видеть в повседневной жизни) убедить не только зрителей, но и самого себя в реальности происходящего, убедить настолько, чтобы ваша убежденность передалась зрителям. Это видоизменение восприятия, некоторое смещение точки сборки.

Доведенное до предела искусство лицедейства становится искусством мага и нагуаля - искусством перевоплощения. Что испытывает маг, когда превращается в ворона и улетает? Вначале он чувствует, что летит, ощущает себя вороном, видит и воспринимает мир всеми органами чувств, как если бы он был вороном. Его секрет в способности изменить свое восприятие соответственно восприятию ворона, для чего маг изменяет положение своей точки сборки. Знание магии, убежденность и проделываемая им на протяжении многих лет работа позволяют добиться желаемого. Но здесь перед нами встает вопрос - тот самый, который Кастанеда задавал дону Хуану: что увидел бы в этот момент посторонний наблюдатель? Все зависит от наблюдателя. Обычный зритель сможет увидеть только спящего человека, и может счесть, что тот пьян или находится под воздействием наркотиков. Но наблюдатель в состоянии повышенного осознания или наблюдающий за могущественным магом - таким, который силой своего убеждения может сдвинуть точку сборки наблюдателя, - увидит нечто, похожее на настоящее чудо: человек превращается в ворона и начинает летать. И вновь на вопрос Кастанеды: «Было ли реальным то, что я ощущал?» следует ответ дона Хуана: «Нет другой реальности чем та, что ты ощущал... реальность есть ощущение».

Нечто подобное, хотя и в меньших масштабах, происходит и с настоящими актерами. Если, конечно, речь не идет о человеке знания, личным искусством которого является лицедейство, - как, например, у нагуаля Хулиана в «Силе безмолвия». В этом случае все, что происходит, тем и является.

Те, кому довелось наблюдать искусство подлинного перевоплощения на театральной сцене, своими глазами мог видеть эту магию. Обычная реальность исчезает, уже нет театра, нет ни зрителей, ни актеров. Магия лицедейства открывает дверь в альтернативную реальность. Актеры проникают туда и переносят нас вместе с собой. Они оставляют не только повседневный мир, но и свое прежнее эго, перевоплощаясь в своих персонажей, которые при этом становятся реальными.

В ходе многих моих практикумов по сталкингу мы устраивали театральное действо в самых различных условиях, от уличного до закрытого театра, где зрители оказывались вовлеченными в действие наравне с его участниками, не подозревая о том, что участвуют в представлении. Круг наших занятий был чрезвычайно широк - от искусства мимики до постановки спектаклей в индейских общинах, где не говорят по-испански.

Помимо прочего, я открыл, что подлинное лицедейство служит входной дверью к другому я, к опыту вне эго - одно это делает подобное занятие стоящим. Когда вы превращаетесь в своего персонажа, когда оказываетесь способными изменить свое восприятие так, чтобы стать его живым воплощением, ваше прежнее эго открывается вам в его истинных размерах. Равно как и ваша прежняя жизнь. Вы понимаете, что и эго, и мир, который вы когда-то считали своей темницей, - всего лишь миражи, всего лишь еще одно действующее лицо еще из одной пьесы, в которой актеры увлеклись и забыли, что играют на сцене. Это становится особенно важным, когда представление, в котором вы участвуете, причиняет боль или вызывает скуку.

Актер па несколько дней (14)

Данная техника может помочь преодолеть чувство собственной важности, стереть личную историю и увидеть собственную жизнь под другим углом зрения. Техника состоит из нескольких шагов:

Сначала вы должны выбрать или создать персонаж с вполне определенными чертами - желательно такой, характер которого был бы диаметрально противоположен вашему.

Уделите время, чтобы хорошо изучить свой персонаж, проработайте все детали. Вам следует определить, как он или она говорит, как думает и чувствует, его манеру одеваться, двигаться и т.д.

Затем подготовьте ваш персонаж к выходу в мир. Приобретите соответствующий гардероб и начните без зрителей практиковать внешние проявления личности - жесты, лексику, интересы и действия.

Примите облик своего персонажа, выйдите во внешний мир и взаимодействуйте с людьми. При этом вам следует оставаться активным, быть на людях, участвовать в беседах, посещать общественные места, работать - делать все в соответствии с той ролью, которую вы играете. Вам потребуется некоторый минимум дисциплины, чтобы оставаться избранным вами персонажем и не соскальзывать в свое обычное эго. Самое валяное - убедить самого себя, что ваша роль и есть сама жизнь, глубоко прочувствовать ее и начать думать так, как это свойственно вашему персонажу, то есть стать им в действительности.

Переодевание (15)

Идея этой техники заключается в таком переодевании, чтобы никто не смог вас узнать. Разумеется, это зависит не только от удачного переодевания, но и от вашей манеры вести себя. Жестикуляция, звучание голоса - все должно соответствовать вашему внешнему облику. Все должно быть подобрано настолько хорошо, чтобы даже близкие не смогли вас узнать. Процедура такова:

а) Приобрести соответствующее платье.

б) Переодеться в приобретенные одежды и начать практиковаться в перевоплощении.

в) Переодевшись, на протяжении по меньшей мере одного дня наблюдать за тем пространством, где протекает ваша повседневная жизнь.

г) Переодевшись, вступите в обычном для вас месте во взаимодействие с людьми, которые вас знают, но при этом не выдавайте себя

Это упражнение позволяет вам наблюдать за вашим повседневным миром, вашими отношениями, близкими вам людьми под необычным углом зрения. Естественно, ваше переодевание должно быть достаточно эффективным и давать возможность вступить во взаимодействие с теми, кто вас хорошо знает, но в этот момент считает незнакомцем. Сыграйте роль продавца религиозных книг, производящего опрос, а может быть бродяги или пожарного - подойдет любая из этих ролей. Приведя свой облик в соответствие с избранной ролью, пойдите домой, на работу или в школу, заведите разговор с членами семьи, друзьями и знакомыми. Чем продолжительнее будет взаимодействие, чем большее пространство собственной жизни вам удастся обозреть, тем поразительнее окажутся результаты.

Это упражнение можно практиковать так часто и так долго, как вам покажется желательным, но не менее одного полного дня. Время от времени в него можно привносить изменения - менять образ, или, наоборот, день за днем все глубже вживаться в первоначально избранную роль. Выполняя это упражнение, вы должны быть готовы к самым неожиданным сюрпризам.

Переодевание в существо иного пола (16)

Эта разновидность предыдущего упражнения заслуживает отдельного рассмотрения в связи с его совершенно необычайным эффектом. В «Силе безмолвия» дон Хуан говорит: «... только переодевшись женщиной, мужчина может действительно овладеть искусством сталкинга». Это упражнение - превосходный способ тренировки в четырех упомянутых выше принципах сталкинга.

Упражнение состоит в том, чтобы переодеться в женщину (если вы мужчина), но так, чтобы никто не догадался, что перед ним не настоящая женщина. Действуя как женщина, вы должны быть безжалостным, хитрым, терпеливым и приятным, какими женщины нередко бывают от природы. Поскольку мир женщин совершенно чужд мужчинам, рекомендуется основательно отрепетировать, чтобы «иметь хотя бы самое общее представление, что это такое - быть женщиной».

Если вы женщина, то для выполнения этого упражнения вам следует переодеться мужчиной и соответственно себя вести. В этом случае вы должны будете открыть для себя и попытаться воспроизвести грани мужской вселенной - такие как твердость, склонность к соперничеству, озабоченность общественным признанием и т.д.

Данная техника немало потеряет в эффективности, если мы будем заниматься ею в «более управляемой» среде, например, в компании друзей. Чтобы это упражнение возымело ценность, им следует заниматься, общаясь с незнакомыми людьми, которые, благодаря вашему переодеванию, поверят, что общаются с женщиной, если сталкер - мужчина, и мужчиной, если сталкер - женщина.

Наблюдение тоналей (17)

Описание этого упражнения в «Сказках о Силе» может показаться некоторым читателям слишком фантастичным. Если они не могут увидеть людей как «светящиеся яйца», то, возможно, они сочтут эту практику для себя недоступной. Однако для начинающих существует упрощенный вариант, который, тем не менее, дает весьма положительные результаты.

Начните с выбора места, откуда вы можете, оставаясь незамеченными, наблюдать большое число людей, спешащих по своим повседневным делам, - это может быть станция метро, парк, улица или любое другое место с большим скоплением людей. Начинающий сталкер должен расслабиться и просто наблюдать за людьми, избегая выносить суждения или строить предположения о их внешности или манере вести себя. Вместо этого попытайтесь почувствовать каждую из наблюдаемых вам личностей. Остановка внутреннего диалога при этом хотя и не является необходимой, однако в высшей степени желательна. Мысленное повторение слов «ничего, ничего, ничего» может помочь избавиться от посторонних мыслей. Ваша главная задача - сосредоточиться на ощущении от каждого из наблюдаемых вами людей.

Среди прочего, вы должны воспринимать, каков тональ наблюдаемого - «хороший» или нет. Говоря обычным языком, вы должны понять, хороша ли жизнь этого человека, заботится ли он о себе, силен ли он и счастлив ли. Если вам удастся найти человека с «хорошим тоналем» - вы просто счастливчик.

Если появится кто-то с указанными характеристиками, то следует обратиться к этому человеку, попытаться завести разговор, не раскрывая ему смысл своих поступков. Вы должны держаться естественно, не стремясь каким-то образом «загнать в угол» такого человека, не пытаясь установить с ним связь, кроме тех случаев, когда этому способствуют обстоятельства, - и то лишь если вы ощущаете, что дальнейшее развитие событий соответствует природе вашей работы. Вашей главной заботой при этом должно оставаться лишь получение подтверждения вашим наблюдениям путем взаимодействия с объектом наблюдения; в остальном же следует быть готовым к адекватному ответу, готовым сделать то, чего потребует от вас создавшаяся ситуация.

Посмотрим, столько здоровых людей вам удастся найти.