• 1

Метки

фиктивные тренинги шаман Мексика индейцы Мексики не-делание встреча с неизвестностью инлакеш темный ритрит психология древние цивилизации древние знания похороны воина осознание своих ограничений мезоамерика Пополь Вух выжившие тольтеки остановка внутреннего диалога тольтек внутренний критик личная сила впечатления участника шаманизм саморазвитие духовный поиск Вирикута права коренных народов совершенствование личности сказки о силе кинам священное место Карлос Кастанеда прыжок в другое я древние мифы тенсёгрити традиция тольтеков индейский ритуал консультирование Виктор Санчес мастерская традиции мексики нагваль шаги к свободе конец света мужчина и женщина духовные практики заочная программа обучения календарь проблемы коренных народов поиск видения уверенность в себе индейцы индейское знание тренинг-погружение тренинг самозакапывание онлайн-тренинг внутренний ребёнок сотворение мира индейская баня Сергей Рословец индейская церемония кетцалькоатль духовные традиции внутренняя сила защита культуры медитация 2012 майя система длинного счета Майя святая земля самостоятельно изменение своей судьбы пейот инициация перепросмотр сновидение семинар сталкинг практическое обучение заочный тренинг смысл жизни путешествия дон Хуан коучинг моделирование будущего личностный рост силы природы духовное путешествие мастер-класс цивилизация Майя анти-анропология дуальность ацтеки сохранение энергии темаскаль защита природы избавление от вредных привычек тональ

Отказ от чувства собственной важности - одно из важнейших задач воина, поскольку это ощущение поглощает большую часть его энергии. Дон Хуан говорит об этом так:

«...в стратегическом инвентарном списке воинов чувство собственной важности обозначено как вид деятельности, поглощающий большое количество энергии, потому-то воины и стремятся изжить его... Одна из важнейших забот воина - освободить эту энергию, чтобы воспользоваться ей для встреч с неизвестным... Действия по перенаправлению этой энергии называются безупречностью».

Здесь не идет речь о простом тщеславии или эгоизме - они суть лишь незначительные проявления чувства собственной важности. Ощущение это представляет собой скорее способ восприятия, особое положение точки сборки, предполагающее чрезмерно большое и совершенно бесполезное расходование энергии. Из-за чувства собственной важности мы учимся воспринимать мир так, что оказываемся перед постоянной необходимостью защищать свою личность (эго). Из-за чувства собственной важности мы остаемся прикованными к зеркалу саморефлексии (описания эго) и вынуждены выискивать подтверждение этого описания у других людей. Из-за чувства собственной важности мы одержимы идеей следовать требованиям эго - до такой степени, что весь мир обретает смысл лишь постольку, поскольку его существование соответствует требованиям эго. Из-за чувства собственной важности мы большую часть времени чувствуем себя опустошенными, поскольку это ощущение поглощает огромную часть нашей энергии. Чувства собственной важности подсказывает: наши проблемы - самые важные, наша точка зрения - самая верная. Я - центр мира.

Чувство собственной важности - тот трон, на котором восседает личный диктатор каждого из нас: наше эго. Именно через чувство собственной важности оно приобретает контроль над всем человеческим существом, до такой степени, что мы начинаем отождествлять себя со своим эго и полагать, что других частей нас самих просто не существует. Все наши энергетически опустошительные эмоции и ослабляющие нас привычки, такие как чувство жалости к самим себе, ревность, зависть, злоба, депрессия и так далее, оказываются возможными лишь потому, что мы ощущаем себя важными персонами.

Борьба с чувством собственной важности относится к труднейшим из битв, в которых предстоит выстоять воину; преодоление этого ощущения знаменует одну из его величайших побед.

Почти все упражнения, описания которых содержатся в этой книге, а также все, чему обучал своего ученика дон Хуан, весьма полезно для ослабления или полного устранения чувства собственной важности. Однако особое внимание следует уделить общей стратегии, направленной на избавление от чувства собственной важности, то есть работе с инвентарными списками, тактике общения с мелкими тиранами и «неделаниям» собственного «я».

Ниже приведено описание еще нескольких техник, которые я нашел полезными. Их цель - мало-помалу уменьшить господство чувства собственной важности.

Разговор с растениями и деревьями (28)

Для того чтобы перестать относиться к себе слишком серьезно, дон Хуан предложил Карлосу разговаривать вслух с растениями, что показалось Кастанеде просто нелепым. Однако эта простая техника может оказаться чрезвычайно полезной, особенно в моменты, когда вы сердитесь или ваше чувство собственной важности подвергается какой-нибудь другой атаке. Выберите какое-нибудь небольшое растение из находящихся поблизости и обратитесь к нему с просьбой о помощи, потому что чувство собственной важности - это такая огромная тяжесть, что носить ее повсюду с собой нет никакой возможности. Все это следует сказать вслух.

Точно так же можно обращаться и к деревьям, из-за сочувствия, которое деревья испытывают к человеческим существам, разговор с ними может предоставить еще больше возможностей. В результате многолетних исследований отношений между деревьями и людьми мне удалось выяснить, что общение с деревьями может оказать неоценимую помощь тем, кто особо склонен к печали или депрессиям. Обнимите дерево, поведайте ему свои печали - обязательно вслух - и оно проявит себя настоящим другом, который выслушает, поймет и ответит, не говоря уже о том, что поможет вам примириться с самим собой. Поскольку я очень люблю деревья, то прошу всех, кто будет практиковать эту технику, спустя какое-то время принести дереву жертву " полить его водой, подсыпать к корням естественных удобрений или просто спеть ему песню. Дерево будет очень счастливо.

Действие ради действия (29)

Для работы по этой технике подойдет любое бессмысленное действие. Важно выполнять его со всей тщательностью, посвящая этому все внимание.

Будучи исполненными чувства собственной важности обычными людьми, мы ожидаем результатов от всех наших поступков - что-то вроде оплаты, - но если мы хотим стать воинами, то должны научиться совершать поступки ради них самих.

При обычных условиях мы приступаем к действию, только если сочтем это важным, всегда подчиняясь диктату эго и его описанию мира, при этом наши поступки отвечают предписаниям чувства собственной важности. Следовательно, любой поступок, направленный на ослабление чувства собственной важности, представляется нашему эго малозначимым, и потому, с точки зрения эго, таких поступков следует избегать.

С другой стороны, действие ради действия открывает новые возможности и позволяет приобрести новый опыт, оставляет место для неожиданностей, учит нас терпению и работе без ожидания вознаграждения. Если мы не научимся работать без какой-либо заинтересованности, то выполнение этих задач «неделания» может оказаться почти невозможным, ибо полученные результаты не предоставят эго привлекательного для него «вознаграждения».

В качестве одного из способов научиться действовать ради действия можно выработать для себя бессмысленный порядок действий, от которого можно будет отказаться, как только он перерастет в привычку. Вот несколько примеров:

  • Говорите «спокойной ночи» своей подушке, прежде чем уснуть.
  • Один раз обходите вокруг своего квартала, прежде чем зайти в дом.
  • Разложите камни в вашем саду на кучки в соответствии с их формой и размером.
  • Раз в неделю вывозите кухонную посуду на автомобильную прогулку.
  • Вариантом упражнения может послужить выполнение задач, требующих значительных усилий и сосредоточенности, но также совершенно бессмысленных и бесполезных. Примеры:
  • Перенесите большой камень на расстояние в одну милю, а затем возвратите на прежнее место.
  • Выкопайте большой пень а затем снова посадите его в землю.
  • С большим усердием постройте в лесу хижину из естественных материалов (не убивая при этом ничего живого), украсьте, а по завершении работы - сломайте ни разу не воспользовавшись, а все использованные материалы верните на те места, где вы их нашли.
  • Постарайтесь как можно лучше вырезать из куска дерева статуэтку, а закончив работу, бросьте ее в костер или в реку.
Комментарий к технике

Чем больше труда и времени будет потрачено на это упражнение, тем эффективнее оно окажется.

Забота о ком-нибудь (30)

Другая полезная техника для ослабления чувства собственной важности - на определенное время посвятить себя заботе о ком-нибудь, о его душе и теле, особенно если этот человек нам совершенно не нравится.

Для эго, обычно привыкшего заботиться об удовлетворении лишь собственных потребностей, такая техника оказывается разрушительной. Обычно практика такой техники должна быть окружена тайной, наши цели ни в коем случае нельзя раскрывать тому, о ком мы проявляем заботу, за исключением случаев, когда ухаживаем за больным, или каких-нибудь других ситуаций, когда на проявление такой заботы следует получить разрешение.

Чтобы получить возможность проявлять заботу с искренней преданностью и полной незаинтересованностью, выберите того, забота о ком не даст вам ни малейшей надежды на вознаграждение - с точки зрения вашего эго. Вы не должны быть заинтересованы в приобретении чего-нибудь. Разумеется, для эффективного выполнения этой странной задачи - проявления заботы о ком-то, кто несговорчив и от кого вы не можете ждать оплаты ваших трудов или какой-нибудь другой компенсации, - вам потребуется научиться выходить за рамки чувства собственной важности. А ради приобретения такого опыта стоит поработать.

Перемена обстановки (31)

Перемена на какое-то время обстановки способна помочь в преодолении навязчивой склонности сосредотачиваться на собственном «я». Чтобы оказаться плодотворной, данная техника должна использоваться в обстановке, которая будет чуждой, неизвестной, никак не связанной с вашей личной историей, что даст вам возможность относиться к себе не так серьезно. Для горожанина проведенное в сельской местности время может оказаться очень полезным, но для этого следует полностью отказаться от всех городских благ, иначе вряд ли можно будет говорить о реальной перемене обстановки.

Перемена обстановки, о которой идет речь, подразумевает полное врастание в выбранную новую обстановку, для чего нужно оставить позади то, кем вы были, научиться новому способу существования, соответствующему новой обстановке.

Мои контакты с индейскими общинами потребовали коренных изменений в моем поведении и способе существования, и не для того, чтобы быть принятым, а просто для выживания. Одно из моих открытий состояло в том, что, хотя мои старые привычки повседневного поведения оказывали на меня влияние, побуждая меня продолжать вести себя по-прежнему, окруживший меня новый мир потребовал от меня совершенно новых способов поведения в полностью незнакомых мне до того ситуациях, для которых в моем прошлом не существовало ставших привычными вариантов поведения, на которые я мог бы опереться. Я оказался среди людей, не говоривших на моем языке, не знавших о моем прошлом, в ситуации, требовавшей отказа от чувства собственной важности. Хотя чувство собственной важности и могло присутствовать в моей повседневной жизни - придавая моему существованию что-то вроде ощущения безопасности, - здесь, в горах, на природе среди коренных жителей Америки, оно стало просто чудачеством, и притом небезопасным.

Важно, чтобы выбранная обстановка была вам как можно менее знакома, а живущие там люди, с которыми вам предстоит встречаться, не разделяли вашей точки зрения на самого себя.

Валяние дурака (32)

Эта техника особенно хороша для тех, кто любит производить впечатление на других, для тех, кто испытывает настоятельную потребность делать из окружающих зрителей. Такие люди втайне любят привлекать к себе внимание, стараясь показаться самыми умными, самыми проворными, лучшими спортсменами, самыми лучшими друзьями, самыми обаятельными, самыми красивыми, лучшими любовниками, теми. за кем всегда остается последнее слово. Короче говоря, теми, у кого все получается.

Один из простых способов бороться с такой потребностью - стремление совершенно сознательно производить обратное впечатление. Не говоря никому о своих намерениях, начните играть роль дурака. Если вы быстры и точны в своих движениях, начните изображать человека неуклюжего, к примеру, опрокидывающего или роняющего вещи. В споре вставляйте бессмысленные замечания, которые будут заставлять вас выглядеть идиотом, и таким образом проигрывайте спор. Если вас привыкли видеть хорошо одетым, попробуйте одеться в обноски, направляясь в места, где вы привыкли блистать на людях.

И разумеется, как говорила Флоринда в «Даре Орла», все, кто научится играть роль дурака не оскорбляясь, способны одурачить кого угодно.

Самоосуждение (33)

Это техника представляет собой более радикальное продолжение предыдущей. Будучи полезной для всех, кто был упомянут в упражнении №32, она может также помочь тем, чье чувство собственной важности систематически принимает форму посвященных собственной персоне ужасных мыслей или разговоров, при этом посторонним сообщается о собственных кошмарных страданиях, недостатках и слабостях.

Начните с выявления самой часто приходящей в голову мысли или фразы, которую вы без конца повторяете окружающим для подкрепления чувства собственной важности. Вот несколько типичных примеров:

  • Построение разговора так, чтобы все видели, какой вы культурный или забавный человек.
  • Стремление выиграть спор, приведя неопровержимое доказательство.
  • Демонстрация всем окружающим своих выдающихся достоинств.
  • Стремление выглядеть поинтереснее для привлечения особ другого пола (продажа товара).
  • Использование в жизни стереотипов героя или героини художественного фильма.
  • Обращение ко всем с рассказом о своих проблемах и трагедиях с целью вызвать жалость и сочувствие.

Большинство из приведенных примеров включает разговор, и это немаловажно, если вы поймете, что разговор - одно из основных орудий, предоставляемых вами в распоряжение вашего чувства собственной важности. Поскольку оно представляет собой ложное описание реальности, то естественно, что вы пытаетесь создать новую реальность путем разговора и приспособить ее к присущей лично вам специфической форме интерпретации, то есть к чувству собственной важности.

Все приведенные выше примеры представляют собой ваши поступки, неосознанно направленные на внушение другим ложного представления о себе, на то, чтобы вознести себя много выше, чем мы стоим на самом деле. При этом используются клише, позы, тщеславие, ложь, обман - абсолютно все, что способно возвысить ваше эго.

Данное упражнение направлено на блокировку всех приемов вашего эго в момент их появления, на самоосуждение. Посреди спора вдруг остановитесь и скажите что-нибудь вроде: » А знаете что? Я ведь глупец. Я снова поймал себя на том, что позволяю себе спорить ради самого спора. Просто не обращайте на меня внимания, там самым вы мне очень поможете». Или так: » Стоп, стоп, стоп. Я кретин, не обращайте на меня внимания. Приношу Вам свои извинения, потому что лишь сейчас понял, что играю в свою старую игру - прикидываюсь умным, чтобы произвести впечатление на людей, хотя на самом деле я всего лишь хвастун». Или: » Нет, пожалуйста, не надо меня больше слушать. Я всего лишь позволил себе увлечься ролью страдающей жертвы. Мне лучше помолчать».

В каждом случае следует стремиться использовать самые недвусмысленные фразы, применимые к данной ситуации.

Для практики этой техники требуется лишь минимальная дисциплина, однако результаты оказываются вполне впечатляющими. Вы начинаете знать заранее, что вам предстоит сказать, еще до того, как откроете рот. Мало-помалу ваше желание производить на других ложное впечатление при помощи слов сойдет на нет.