Пустое сознание

С идеей безмолвной мысли мы часто встречаемся в различных парадигмах знания, пока еще мало известных на Западе.

Каждый день мы ловим себя на мысли - в буквальном смысле слова. Я имею в виду не рациональное мышление, а обыденное, не поддающееся контролю рассудка. Мысленно мы никогда не перестаем разговаривать сами с собой - это и есть то, что дон Хуан называет «внутренним диалогом» и отказ от чего представляет собой центральную идею его учения.

Так как этот внутренний диалог никогда не прекращается, мы считаем, что нет ничего естественнее и необходимее, мы - пусть бессознательно - не сомневаемся в том, что прекращение этого диалога может произойти только после смерти, что абсолютно пустого», « безмолвного» сознания нет и не может быть. Эта уверенность подтверждается и безуспешностью отдельных попыток остановить этот поток, « закрыть мозг». Дело в том, что опустошение сознания требует применения специальных методов, в которых к тому же нужно непрерывно упражняться.

Мысль об отсутствии мыслей

Прекратить мышление, думая о прекращении мышления, абсолютно невозможно. «Внутренней тишины» нельзя достичь путем мышления в парадигме западной рациональности. Начнем с того, что мы попросту не понимаем, что такое «внутренняя тишина», потому что у нас нет никакого опыта, связанного с этим состоянием. Если мы пытаемся мысленно представить его, то всякий раз получается что-то другое. Истинная тишина не может попасть в круг нашей мысли. Точнее, мысль не может помыслить того, что находится вне ее досягаемости.

И это следует усвоить как можно раньше: хотя мысль - одно из наиболее важных орудий человека, у нее есть свои границы, пусть и довольно широкие. Главная проблема заключается в том, что мы зачастую до конца своей жизни так и не понимаем, что за пределами этой сферы есть что-то еще, что за ней таятся целые миры, к которым мы могли бы получить доступ, если бы нам удалось прекратить внутренний диалог.

Итак, если у нас нет готового представления об этом состоянии, если стремясь к нему, мы все более отдаляемся от него, если думая, что мы мыслим о нем, мы мыслим о чем-то совершенно ином - значит, мы не в состоянии прекратить внутренний диалог путем рассудочной активности. Мы не можем помыслить (или хотя бы понять) прекращение мышления, поскольку такое состояние само по себе представляет действие ради действия, действие без цели или стремления к достижению чего-то. Чтобы достичь состояния «внутренней тишины», мы должны, наконец, отказаться от рассудочности. Нам нужно научиться колдовать, не будучи магами. В следующей главе будут изложены некоторые методы, или, скорее, подходы к такому состоянию, - речь пойдет о нашем пути. Вернее, о пути нашего эго, - потому что именно оно и есть самое главное препятствие на пути к «внутренней тишине».

Техники остановки внутреннего диалога

Один из основных способов остановки внутреннего диалога - это особый способ использования внимания (я имею в виду обычное внимание), которое, благодаря сэкономленной энергии, позволяет выявиться тому, что дон Хуан называет вторым вниманием.

Так как обычное внимание тесно связано с поддержанием внутреннего диалога, то только использование его особым образом может привести к прекращению этого диалога. Следует подчеркнуть, что тренировка внимания полезна для обретения «внутренней тишины», а упражнения для ее обретения способствуют тренировке внимания - эти упражнения часто бывает трудно отделить друг от друга. Строго говоря, упражнения для прекращения внутреннего диалога в действительности представляют собой методы овладения особыми приемами внимания и, таким образом, относятся к сфере упражнений для развития внимания. И только их особая роль в процессе прекращения внутреннего диалога заставляет нас выделить их в отдельную группу.

Особые практики внимания

Один из факторов, способствующих продолжению внутреннего диалога, - это фиксированность на нем нашего внимания. А так как внутренний диалог является «голосом» нашего эго, то такая форма внимания есть проявление одержимости эго, фокусирующегося на самом себе.

Всякая практика внимания, отвлекающая его от этой «внутренней фабрики слов», способствует прекращению подобной активности,

прерыванию внутреннего диалога, - особенно если заниматься этим достаточно долго. Попросту говоря, если этому диалогу не уделять внимания, то он прекращается, - вот почему практически все упражнения, направленные на прекращение внутреннего диалога включают в себя в качестве основного элемента перенаправление внимания.

С этого вы и можете начать свою практику - то есть разработать собственную систему упражнений. Но сначала мне хотелось бы рассказать о некоторых наших упражнениях, доказавших свою практическую полезность.

Походка внимания (34)

Ходьба пешком - само но себе полезное занятие. способствующее укреплению здоровья, - это известно всем. Но мало кто из наших современников.подозревает, что стоит добавить к этому кое-что еще, и простая прогулка превратится в прогулку внимания. Чтобы это случилось, требуется особая подготовка - лишь тогда мы добьемся желаемого.

Кто же на Земле знает о ходьбе пешком больше, чем те, кто культивировал эту практику в течение столетий, то есть индейцы. От них-то мы и можем научиться очень многому, что пока скрыто от нас.

Походка внимания - отличное средство для прекращения внутреннего диалога: если совершать ее достаточно часто, то непременно можно достичь состояния внутренней тишины. Сначала я перечислю основные элементы этой практики, а затем расскажу подробнее о ее конкретных формах.

  • Попытайтесь сконцентрировать внимание не на своих мыслях, а на самом процессе ходьбы и на сосредоточении внимания.
  • Двигайтесь в полном молчании. Если в связи с какими-то обстоятельствами вам придется заговорить, остановитесь, скажите то, что хотели, а затем продолжите движение.
  • Не пытайтесь остановить поток мыслей, предоставьте им спокойно течь, прислушиваясь к их течению, словно к звуку текущей воды.
  • Не важно, с какой скоростью вы идете, - главное, поддерживать ровный темп.
  • Старайтесь упорядочить ритм дыхания.
  • Концентрируйте свое внимание на дыхании.
  • Старайтесь концентрировать внимание на окружающем вас пейзаже и тех чувствах, которые он у вас вызывает (но не на мыслях!).
  • Прислушивайтесь к ощущениям вашего тела, особенно в области живота.
  • Прислушивайтесь к окружающим вас звукам.
  • Не держите ничего в руках. Если вам нужны какие-то вещи, несите их в заплечном рюкзаке.

Продолжайте движение до тех пор, пока не достигнете состояния особого внимания, - как только вы его достигнете, вы можете пребывать в нем сколь угодно долго.

Комментарий к технике

Ниже я приведу некоторые рекомендации для практики этого упражнения. Из них обязательными являются только те, что выделены курсивом, остальные можно использовать по желанию. Применение всех этих рекомендаций требует значительного усилия воли и длительной практики, в ходе которой обычно применяются только некоторые элементы. И только в случае достижения успеха можно будет сказать, что вы знаете, как на самом деле нужно ходить.

Приведенные выше рекомендации следует считать «основными» элементами для любого варианта данной практики.

Одним из удивительных результатов походки внимания является то, что она приводит к возникновению измененных состояний сознания. Эти состояния более известны как «состояния повышенного восприятия» и делятся на несколько степеней. Чем дольше длится прогулка и чем она интенсивней в психологическом отношении, тем выше достигнутый уровень. Кроме того, чем чаще вы практикуете такую прогулку, тем быстрее вы достигнете результата. В итоге вы можете достичь такого уровня восприятия и чувствительности, что станет возможным обрести безмолвное знание.

Ходьба по-индейски (35)

Ходьба цепочкой по-индейски практически ничем нс отличается от вышеупомянутого упражнения, разве что в этом упражнении принимают участие несколько человек. Название его проистекает - как легко догадаться - от тех, кто действительно знает толк и в ходьбе, и в концентрации внимания, - от аборигенов Америки. Лично я учился «ходить» именно у них, вот почему это упражнение так и осталось одним из самых любимых мною: не только потому, что в ходе его вы можете поделиться своими волшебными ощущениями с другими, но и потому, что в нем соединяются и усиливаются энергия и внимание участников. А это многократно увеличивает его эффект, так как речь идет не о простом сложении усилий, а о новом органическом феномене.

Ходьбу по-индейски практикуют обычно на малонаселенной и неизвестной участникам местности, так как неизвестность обостряет чувствительность.

Существуют радикальные отличия в понимании процесса ходьбы у аборигенов и представителей современной западной цивилизации.

Современные люди выделяют во всякой ходьбе два главных элемента - начало и конец. Для них неважно, что происходит во время процесса.передвижения, неважно, идти пешком или ехать в автомобиле, - главное, это достижение цели, и чем скорее, тем лучше. Ходьба (да и любое другое движение) для них только средство достижения цели - вот почему они так нервничают в дороге, стремясь поскорее прибыть туда, куда направляются. (Впрочем, может возникнуть и обратная ситуация, когда становится жалко того, что осталось позади.) Таким образом, для многих современных людей представляет серьезную проблему фиксация своего положения в пространстве, то есть определение своего «здесь и сейчас».

Вот почему многих так утомляет ходьба «по-западному», смысл которой - лишь передвижение из одной точки в другую; вот почему нам так хочется, чтобы она закончилась как можно скорее. Понятно, что от такого движения устаешь, ибо слишком много энергии тратится не на движение, а впустую, из-за нервного напряжения - слишком много внимания тратится на наши мысли, а не на окружающую реальность, не на движение тела. Кстати, ходьба «без внимания» не просто утомительна, она может оказаться опасной. Поэтому многие так боятся передвигаться пешком в незнакомой местности, или ночью, или даже просто ходить пешком.

Кроме того, когда мы идем пешком, мы обычно думаем о том, что осталось позади (в прошлом) или что ждет нас впереди (в будущем), и при этом никак не желаем оказаться в настоящем, в окружающей нас реальности.

Индейцы, аборигены Америки, давным-давно поняли, что такое ходить, и как это следует делать. Они знают, что ходить нужно так, чтобы получать удовольствие от самого процесса ходьбы, наслаждаясь самим движением.

Когда индеец куда-нибудь идет, он знает, что какой бы долгой ни была прогулка, она состоит из отдельных шагов. Индеец каждый миг чувствует себя локализованным в данном моменте и в данной точке пространства - здесь и сейчас; индейцев практически не волнует то, что ждет их в будущем (если только они не разрабатывают какой-то конкретный план). Вот почему идущий индеец никогда не смотрит вперед, например, на вершину горы, на которую взбирается, а смотрит себе под ноги.

Если им приходит в голову, что местность красива, они останавливаются и наслаждаются пейзажем, а потом продолжают путь. Когда они идут, они только идут, здесь и сейчас, не раньше и не позже.

Этим-то и отличается индейская ходьба цепочкой. Перечислим ее основные элементы:

1. Нужно выбрать «следопыта», человека, знающего, куда идти, или, по крайней мере, готового взять на себя ответственность руководить группой, продвигающейся по незнакомой местности.

2. Самое важное - двигаться цепочкой по одному, след-в-след за вожаком.

3. Участники должны держаться друг от друга на определенной дистанции. Расстояния вытянутой руки вполне достаточно - при этом важно, чтобы расстояние оставалось неизменным на всем протяжении упражнения, независимо от рельефа местности.

4. Не оглядывайтесь по сторонам, смотрите прямо себе под ноги. Нет нужды оглядываться, когда вас ведет следопыт. И вообще, зрение здесь не самое важное - важнее восприятие происходящего всем своим существом, всем телом.

5. Нужно найти ритм движения - может быть, принять за основу ритм дыхания или походки. Чтобы от ритма была польза, ему должны подчиняться все участники.

6. Не думайте о конечной точке похода - не бросайте взгляд вперед, чтобы увидеть, « сколько еще осталось».

7. Для этого упражнения необходимо как минимум два участника.

Комментарий к технике

Важнейшее требование для выполнения этого упражнения - поддержание чувства единства, позволяющего всем участникам ощутить сплетение внимания и энергии каждого. Для этого необходимо помнить две вещи: первое, нужно постоянно держать дистанцию между собой и тем, кто идет впереди, и второе, нельзя сбиваться с общего ритма. Стоит кому-нибудь потерять дистанцию, сбиться с ритма или попросту отвлечься - «цепочка» рвется, и остальная группа не сможет воспользоваться плодами этого упражнения.

Примечание: Вы можете принять участие в интенсивном тренинге «Сила Намерения: Прыжок в Другое Я», где сможете выполнить эту технику под руководством опытного мастера-тренера.

Ходьба след-в-след (36)

Это разновидность индейской цепочки, в которой каждый участник, за исключением вожака, ступает след-в-след впереди идущему.

При этом все участники идут «в ногу», передвигая ноги синхронно - одновременно левую, затем одновременно правую. Ступня помещается в след ступни той же ноги впереди идущего (даже если реально отпечатка следа не видно - вы как бы «визуализируете» этот отпечаток и ступаете в него).

Комментарий к технике

Главное здесь - ступать точно в след впереди идущего и не сбиваться «с ноги», даже при неожиданном изменении скорости или рельефа местности. Это не так трудно, как может показаться на первый взгляд, стоит только по-настоящему сконцентрироваться на этой задаче.

Упражнение должно продолжаться не менее часа (дольше - сколько угодно). Если выполнять его правильно, в соответствии со всеми изложенными выше требованиями, то вскоре возникнет своеобразный «пузырь восприятия», который «поглотит» группу. В ходе упражнения постепенно теряется чувство собственного эго, и человек все больше начинает ощущать себя частью единой группы, коллектива. Самое удивительное, что в таком состоянии люди способны идти, не чувствуя признаков усталости. 'Наоборот, они как бы получают заряд энергии, чувствуют себя обновленными, заново рожденными.

Скрадывание (37)

Это довольно простое упражнение способно вызывать очень сильные состояния «обостренного восприятия». Его иногда называют «прогулкой тени».

Упражнение заключается в том, что вы двигаетесь медленно, зато неслышно, стараясь не производить никаких звуков. Не должно быть слышно ни вашего дыхания, ни звука шагов - вы сами не должны слышать своих шагов и дыхания. Вы должны стать беззвучными, словно тень. При этом все движение «направляется ушами» - следует постоянно прислушиваться к собственным движениям, чтобы избежать малейшего звука. Слух должен превратиться на это время в ваше самое главное чувство. В ходе упражнения не следует наступать на предметы, которые могут произвести шум, - нужно перешагивать через ветки, обходить небольшие предметы, не наступая на них, в общем, постоянно следить за тем, чтобы не шуметь.

Ходьба по дон-хуановски (38)

1. Прижмите пальцы рук к ладоням, разведите средний и безымянный пальцы или сделайте любой другой похожий жест, главное, чтобы это было вам удобно.

2. Постарайтесь охватить взглядом 180' поля зрения, старайтесь воспринимать все окружающие предметы одновременно.

Нельзя концентрироваться на чем-либо одном. Вы должны смотреть прямо перед собой, взгляд устремлен в точку чуть выше горизонта.

У этого упражнения много разновидностей, но все они направлены на прекращение внутреннего диалога. В принципе, все они хороши, и достаточно усвоить то главное, что изложено выше.

Еще раз хочу подчеркнуть, что все типы походки внимания, в особенности «походка Силы», направлены на прекращение внутреннего диалога, но в то же время они являются упражнениями на тренировку внимания.

Походка Силы (39)

Этот вид походки внимания следует практиковать только в состоянии «внутренней тишины». Он ведет к проявлению нагуаля в упражняющемся: в начинающем - до некоторой степени, в адепте - в полной мере. Главное здесь натренированность и наличие определенного запаса энергии. Это упражнение, если к нему добавляется восприятие (осознание) «второго я», может привести к поразительным результатам. Поэтому такое «простое» упражнение на поверку оказывается не таким уж простым.

«Походку Силы» можно в общем определить как движение с большой скоростью, с необычайной энергией, без предварительного изучения местности, опираясь не на привычные пять чувств (во всяком случае, в обычном смысле слова), а на нечто иное, способное направлять вас даже в полной темноте. В каком-то смысле, это напоминает бег, в особенности бег трусцой. Рельеф местности может быть любым, но предпочтение отдается пересеченной местности, с обилием скал и камней, крутыми склонами, или же движение происходит ночью; в общем, это должно быть место, труднопроходимое даже днем.

Это не простое упражнение, и отнюдь не спортивное. Не всякий способен его выполнять, тут мало хорошо знать его принципы. Есть что-то магическое в том, как быстро способно двигаться тело в отсутствие действующего интеллектуального центра. Разумеется, человек, практикующий «походку Силы», должен обладать незаурядными способностями и запасом энергии, но все-таки я включил это упражнение в настоящую книгу, потому что она обращена к самым разным читателям.

«Походка Силы» дается только после освоения других, более легких видов «походки внимания», но существует еще ряд упражнений, позволяющих нам понять, насколько мы приблизились к нужному уровню. Они могут подсказать нам, когда мы станем готовы к выполнению этого упражнения.

В «походке Силы» реализуются скрытые возможности организма; в принципе, каждый человек способен выполнить это упражнение, точнее, наши тела способны к этому. Однако большинство людей живут, прислушиваясь в основном к голосу своего эго (внутреннему диалогу), и «забывают» о том, на что способны их тела, - поэтому они считают для себя невозможным такой бег. Но бывают случаи, например, при смертельной опасности или в чрезвычайных ситуациях, когда обычные люди обретают на время способность не задумываясь о грозящей опасности мчаться ночью по пересеченной местности, балансировать на краю пропасти, и тем самым нередко спасают свою жизнь. Причем раньше они и подумать ни о чем таком не могли, не говоря уже о тренировках. Когда такое случается и тело берет бразды правления в свои «руки», люди часто говорят о «чуде» или «Божественном вмешательстве».

Таким образом, приступая к систематическим тренировкам, не забывайте о «походке Силы». Когда тело пробудится и окажется готовым к «походке Силы», можно отбросить все остальные подготовительные упражнения. С этого момента тело берет власть в свои руки, оставляя позади рассудок и эго с их желаниями и объяснениями. - их просто отстраняют от участия. Вот как все это может выглядеть:

1. Начните с ходьбы по ровной местности при дневном освещении. Поднимайте колени как можно выше, пока вы не почувствуете, что способны проделывать это без особого труда. Вам нужно найти состояние, промежуточное между напряжением и расслабленностью. Мышцы постепенно согреваются, доходя до точки «напряженности», после которой они уже не могут так просто расслабиться. Если вы натолкнетесь на своем пути на препятствие, то мышцы не дадут телу пораниться или получить иное повреждение (например, вывих или перелом). Вы окажетесь в специфическом состоянии, которое можно назвать «расслабленным напряжением», - все ваши чувства обострены, вы рветесь в бой, и в то же время чувствуете необычайное спокойствие и хладнокровие. Этот этап упражнения должен продолжаться не менее часа.

2. После освоения первого этапа можно усложнить задачу и перейти на более пересеченную местность - в каменистую долину или русло высохшей реки. Увеличивайте постепенно скорость - тут очень важно почувствовать себя естественно, перестать опасаться травмы. Вы убедитесь в том, что ноги обладают такой гибкостью, что сами приспосабливаются к неровностям местности и препятствиям в виде скал, стволов упавших деревьев и так далее. Постепенно пробуйте ощутить местность «всем телом», а не только глазами - старайтесь понемногу отводить взгляд от земли под ногами. Попробуйте сначала смотреть себе под ноги, только чуть вперед, и не фокусируя взгляд на почве. Обычно когда мы идем, то решение о том, куда поставить ногу в следующий момент, принимается совместно зрением/мозгом/сознанием. При «походке Силы о решение принимается на основании связи тело/мир, пли, если быть точнее, энергия внутри/энергия снаружи.

После того как вы окажетесь способны к движению с большой скоростью, лишь скользя взглядом по поверхности земли перед собой, поддерживая ровный ритм движения и дыхания, не утомляясь, не падая и не получая травм, вы можете перейти к следующей стадии.

3. На этой стадии следует перейти к упражнениям на склоне - сначала пологом, потом более крутом. В идеале вы должны стремиться к достаточно крутому горному склону. (Кстати, после этого вы сможете еще с большей скоростью двигаться по ровной местности.) Только не забывайте - к этому нельзя перейти за один день, нужны длительные постоянные упражнения. Длительность подготовительного периода зависит от способностей каждого конкретного человека. Зато если вы достигнете стадии, на которой окажетесь способны к «походке Силы», то для вас не будет ничего невозможного, перед вами откроются обширные горизонты. Помните, важно не переусердствовать в упражнении на горном склоне: если вы потеряете ритм или равновесие, скорость ничего не даст - вы снова окажетесь в оковах обыденного восприятия и даже можете получить травму.

4. Освоив вышеуказанные упражнения, вы можете приступить к усложнению, увеличивая скорость при сохранении ритма. Только в этом случае нужно ориентироваться на как можно более крутые склоны.

Если вы достигли совершенства в первых четырех упражнениях, можете приступить к упражнениям в темноте.

5. Начните упражняться на закате или при свете полной луны. Полная луна особенно предпочтительна, потому что ее свет облегчает как передвижение, так и достижение состояния левостороннего осознания. Когда вы достигнете совершенства и в этих условиях, при ступайте к упражнениям в полной темноте, на неизвестной вам местности. Правда, при этом вы обнаружите, что вам - вернее, вашему эго - не очень-то по душе такое упражнение. Зато тело способно двигаться со сверхъестественной эффективностью, благодаря тому, что оно находится в более непосредственной связи с внешним миром, чем сознание.

Комментарий к технике

Замечу с самого начала, что, поскольку внутренний диалог несовместим с «походкой Силы», то по мере тренировки этот диалог начинает постепенно стихать. «Походка Силы» забирает у организма такое количество энергии, что на внутренний диалог сил просто не остается. Благодаря этому совершенствуется техника ходьбы. Напротив, если сознание одолевает, то «походка Силы» превращается в обычный бег трусцой.

На своих семинарах я учу прислушиваться именно к посланиям тела, а не разума, к чувствам, а не идеям. Эти послания - часть нашего законного наследия, просто мы слишком часто забываем о них и практически не прислушиваемся к ним. Я не принуждаю никого из участников совершать что-либо, выходящее за пределы его возможностей. Представьте себе, что группа участников должна совершить спуск по крутому склону, а один или двое не в состоянии передвигаться наравне со всеми. Я никогда не заставляю их принимать участие в тренировке - тем более что их состояние легко определяется по перебоям в дыхании, потере чувства равновесия. Таким участникам лучше временно снизить скорость чтобы восстановить ритм и равновесие.

Итак, упражнение «походка силы» приводит к прекращению внутреннего диалога, открывает нам новые стороны реальности и нашего собственного «я». Достижение состояния «внутренней тишины» посредством физической активности, обретение тончайшего контакта с миром позволяет пробудить новые состояния сознания, осознать свое другое «я».