• 1

Метки

личная сила впечатления участника индейцы смысл жизни выжившие тольтеки прыжок в другое я остановка внутреннего диалога майя анти-анропология пейот мастерская изменение своей судьбы коучинг тольтек сотворение мира инлакеш самозакапывание духовные практики шаги к свободе практическое обучение древние знания защита природы Мексика моделирование будущего тональ дон Хуан индейская церемония самостоятельно темный ритрит фиктивные тренинги семинар Вирикута шаман внутренний ребёнок индейцы Мексики индейская баня уверенность в себе тенсёгрити ацтеки инициация психология кетцалькоатль избавление от вредных привычек медитация темаскаль похороны воина Сергей Рословец не-делание заочный тренинг проблемы коренных народов тренинг древние цивилизации совершенствование личности саморазвитие шаманизм внутренний критик встреча с неизвестностью священное место личностный рост онлайн-тренинг путешествия мужчина и женщина календарь Карлос Кастанеда поиск видения внутренняя сила сохранение энергии защита культуры права коренных народов традиция тольтеков Пополь Вух древние мифы сталкинг духовные традиции система длинного счета Майя консультирование перепросмотр индейское знание духовный поиск конец света 2012 сновидение дуальность заочная программа обучения осознание своих ограничений сказки о силе тренинг-погружение нагваль цивилизация Майя традиции мексики святая земля силы природы индейский ритуал кинам мастер-класс Виктор Санчес мезоамерика духовное путешествие

Внутренний диалог тесно связан с привычным для нас использованием пяти чувств, но если мы попробуем использовать эти чувства как-то иначе, то сможем достичь состояния тишины.

В современном потребительском обществе зрение можно назвать «царицей чувств». В потребительском обществе наших дней основное воздействие направлено на органы зрения, все рассчитано на зрительный удар, поэтому остальные чувства обычных людей отступают на второй план. Когда мы находимся во власти зрения, мы перестаем прислушиваться к тому, что говорят нам остальные чувства, а зрение становится послушным слугой внутреннего диалога.

Обычная связь чувств и внутреннего диалога может быть выражена следующим образом: глаза - мысль - мир - глаза и так далее. То, что мы видим, и то, как мы это видим, определяется нашим внутренним диалогом, причем таким образом, что мы воспринимаем не совсем то, что находится вне нас, - сначала мы проецируем на эту реальность свои внутренние представления, а потом их же и воспринимаем, даже не подозревая об этом. Мы с детства привыкли к тому, что зрение является самым важным чувством, - вот почему, когда нам удается научиться видеть несколько иначе, чем обычно, или изменить иерархию чувств, то мы может добиться прекращения внутреннего диалога. Примером может служить индейская цепочка ночью, когда слух и осязание заменяют зрение и становятся основой восприятия. Любое необычное использование чувств может послужить способом достижения состояния «внутренней тишины».

Слушание (40)

Оставайтесь в полном молчании с закрытыми глазами в течение, по меньшей мере, пятнадцати минут, прислушиваясь к окружающим звукам.

Природный поток (41)

То же самое, что и в предыдущем упражнении, только проводиться оно должно в месте, где слышен постоянный и постоянно меняющийся звук, - например, на берегу ручья, у потрескивающего костра, во время дождя или непрерывного ветра.

Вслушивание в тишину (42)

Вслушивайтесь в окружающие звуки, пытаясь' найти между ними моменты тишины, пока вы не начнете воспринимать не только последовательность звуков (их ритм), но и ритм тишины. Постарайтесь связать эти моменты между собой, как вы обычно поступайте со звуками.

Временная слепота (43)

Закройте глаза повязкой и пребывайте в таком состоянии слепоты от нескольких часов до нескольких дней, стараясь при это заниматься обычными делами. Правда, в это время за вами должен наблюдать кто-то другой, чтобы вы не получили травму.

Расфокусированное зрение (44)

Расфокусируйте взгляд, стараясь не фиксировать его на каком-либо одном предмете. Проделывайте это упражнение на протяжении как минимум пятнадцати минут.

Наблюдение за тенями (45)

Созерцайте объекты, отбрасывающие большую тень (деревья, скалы, холмы и так далее), стараясь визуализировать эти объекты не как комбинацию красок и света, а как комбинацию теней.

Комментарий к технике

Во всех этих упражнениях очень важным является постоянство практики. Чем дольше вы практикуетесь, тем лучше, но если упражнения начинают мешать вашей привычной жизни, лучше уменьшить их продолжительность, потому что главное - чтобы вас во время упражнений не отвлекали никакие тревоги. Упражнения вообще нужно рассматривать не как средство, а как цель. Забудьте о том, что ваша истинная цель - прекращение внутреннего диалога.

Еще один важный элемент - выбор места и времени для упражнений. Лучше всего выбрать свободное время, когда ничто не может помешать вам или отвлечь. Место подойдет практически любое, но все-таки лучше выбирать место подальше от ваших повседневных маршрутов, может быть, даже ненаселенные места, расположенные где-нибудь поблизости. На более поздних стадиях тренировок, когда вы достигнете определенного успеха, можете продолжить тренировки и в городе.

Дыхание

Большинство дыхательных упражнений могут оказаться полезными для достижения «внутренней тишины», поскольку в их ходе мы уделяем больше внимания дыханию, а не мыслям. Концентрацию внимания на дыхании можно назвать одним из основных методов достижения «внутренней тишины». Вот почему многие медитативные практики пригодны для наших целей, особенно если мы не будем связывать их с определенной формой религии, эзотерики, символизма и прочих «измов».

Основная техника дыхания (46)

Это упражнение, известное под названием «совершенное дыхание», включает в себя следующие элементы:

  1. Дышите только через нос.

  2. При вдохе наполните воздухом сначала низ живота, затем область грудной клетки, начиная с самого низа и до верха.

  3. Наполните легкие воздухом до отказа, так, чтобы не осталось больше места для воздуха.

  4. Прежде чем выдохнуть воздух, задержите его на некоторое время в легких (чтобы обеспечить то, что называется «полным кислородным насыщением»).

  5. При выдохе старайтесь выдохнуть воздух до конца, полностью опустошить легкие.

  6. Вдыхайте и выдыхайте медленно, ритм дыхания должен быть гораздо более медленным, чем обычно.

  7. Сконцентрируйтесь на дыхании, а не на своих мыслях. Если в голову будут приходить какие-то мысли, старайтесь не обращать на них внимания, словно это ничего не значащие звуки. Внимание должно быть приковано к дыханию.

Вариации дыхательной техники (47)

Попробуйте дышать точно так же, только ртом. При этом возникает в высшей степени интенсивное состояние восприятия, как нельзя лучше пригодное для наших целей.

Звуковые вариации (48)

Во время «совершенного дыхания» попытайтесь сконцентрироваться на внешних звуках. Постарайтесь заполнить ими свой внутренний мир до такой степени, чтобы не осталось места для прочих мыслей. С этой целью вы можете использовать как звуки природы, так и городские звуки. Можно использовать и музыку, только, по возможности, без слов, которые могут вызвать мысли. Можно попробовать упражняться и вслушиваясь в разговор, однако старайтесь не разбирать слова - они должны оставаться для вас только звуками (это не так-то просто для новичка).

Числовые вариации (49)

Присвойте вдоху номер один, а выдоху - номер два. Проделывайте упражнение «совершенного дыхания», только добавьте следующие элементы:

1. При вдохе постарайтесь произнести и мысленно визуализировать число один.

2. При выдохе постарайтесь произнести и мысленно визуализировать число два.

Когда вам удастся проделывать первый и второй шаги без напряжения и помехи мыслям, перейдите к третьему и четвертому шагам.

3. Теперь постарайтесь визуализировать число, не произносите его.

4. Теперь постарайтесь устранить визуализацию чисел, сконцентрировавшись на вдохе и выдохе. Если сознание начинает работать, вернитесь к более ранним шагам.

Свеча тишины (50)

Проделывайте упражнение «совершенного дыхания» в темной комнате, сконцентрировав внимание на пламени свечи (изготовленной вами в состоянии полной концентрации). Сосредоточьтесь только на пламени свечи и дыхании. Если начнут зарождаться какие-то мысли, постарайтесь остановить сознание, а потом, если добьетесь успеха, вернитесь к пламени свечи. Старайтесь переключать внимание от внешнего света к внутреннему образу, пресекая мысли прежде, чем они успеют обрести форму. Чем большую «дозу» внимания вложите вы в свечу, тем сильнее она будет притягивать его потом. Впрочем, если вы немного поупражняетесь, то сможете создать не просто свечу, а настоящее произведение искусства - и чем изысканней оно будет, тем больше пользы принесет вам в духовном поиске.

Комментарий к технике

Это упражнение можно производить и не закрывая глаз, хотя поначалу лучше все-таки их закрыть, чтобы легче было сконцентрироваться. Кроме того, следует выбрать место потише (если речь не идет об упражнении на слух) - во всяком случае, не должно быть раздражающего шума. Длительность каждого упражнения не менее пятнадцати минут.

Нужно заметить, что курение - помимо вреда, наносимого им здоровью, - плохо влияет как на внимание, так и на ритм дыхания, на восприимчивость, состояние «внутренней тишины» и сознание в целом. Причина простая: каждый, кто занимался дыхательными упражнениями, хорошо знает, насколько тесно связан ритм дыхания и восприимчивость, дыхание и сознание. Курильщики редко способны научиться дышать ровно, а потому и восприимчивость и способность к осознанию у них резко ограничены по сравнению с теми, кто не курит. Если у ученика, стремящегося к прекращению внутреннего диалога, легкие заполнены никотином, от дыхательных упражнений будет мало проку, и, соответственно, будет утрачена одна из важных возможностей прекращения внутреннего диалога. Вот почему те курильщики, кто действительно решил стать учеником дона Хуана, должны прежде всего бросить курить.

Искусство и спорт (51)

Любая художественная деятельность - в зависимости от того, насколько она ближе к чувствам, чем к разуму, - приближает нас к состоянию тишины, в особенности, если исключена вербальная деятельность. Лучше всего подходят музыка и танец, потому что игра на любом музыкальном инструменте требует сосредоточенности и концентрации внимания. По правде говоря, все подлинное искусство - даже настоящий театр - обязано своим рождением состояниям «внутренней тишины» (мы говорили об этом в главе о сталкинге).

Разумеется, речь идет об искусстве, устремленном к истине и красоте, а не о том, что создается ради выставок и восхищения окружающих. К сожалению, в нашем потребительском обществе стало принято называть искусством по большей части обычные проявления мании величия. Многие люди, часто просто психически больные или охваченные жаждой наживы, объявляют себя художниками, певцами, поэтами, хотя на самом деле все, чего они добиваются и к чему стремятся, это продаться как можно дороже на «жизненной барахолке». Продукты их труда недостойны называться произведениями искусства.

То же справедливо и в отношении спорта. Следует с самого начала отбросить все то, что связано с жаждой наживы и примитивным эксгибиционизмом, в частности, виды спорта, популярные на телевидении.

Настоящий спорт, когда им занимаются ради удовольствия и достижения победы над самим собой, полезен не только для здоровья и не только для тела (об эго мы умолчим). Настоящий спорт развивает не столько мышление, сколько тренирует рефлексы и реакцию, позволяет действовать без вмешательства внутреннего диалога. Такой спорт - еще одна возможность насладиться телесной свободой, избавиться от тирании нашего эго. Особенно полезны в этом смысле виды спорта, связанные с упражнениями на природе, с гармоничным единением с природой - при этом мы не только не причиняем вреда окружающей среде, но и избегаем ущерба для нашей личности.