• 1

Метки

моделирование будущего инициация самостоятельно традиция тольтеков индейцы Виктор Санчес духовные практики сталкинг духовный поиск инлакеш впечатления участника майя прыжок в другое я дон Хуан осознание своих ограничений семинар защита культуры сохранение энергии похороны воина перепросмотр сотворение мира Пополь Вух пейот Мексика тренинг-погружение система длинного счета Майя саморазвитие ацтеки Карлос Кастанеда древние знания священное место психология мастерская духовное путешествие онлайн-тренинг темаскаль фиктивные тренинги сновидение выжившие тольтеки внутренний ребёнок самозакапывание календарь консультирование конец света сказки о силе мужчина и женщина заочный тренинг встреча с неизвестностью практическое обучение кинам внутренняя сила индейская церемония уверенность в себе тольтек индейский ритуал проблемы коренных народов избавление от вредных привычек древние мифы внутренний критик кетцалькоатль святая земля смысл жизни древние цивилизации путешествия остановка внутреннего диалога тенсёгрити права коренных народов личная сила 2012 шаман Сергей Рословец силы природы нагваль заочная программа обучения защита природы шаги к свободе не-делание шаманизм индейская баня темный ритрит тональ индейцы Мексики изменение своей судьбы коучинг анти-анропология Вирикута тренинг мезоамерика традиции мексики личностный рост поиск видения медитация дуальность цивилизация Майя совершенствование личности мастер-класс индейское знание духовные традиции

Теотиуакан - так сейчас называют древний город, который в доиспанские времена был одним из крупнейших в Месоамерике и, вероятно, был одним из самых плотно населенных в Древнем мире, с оценочной численностью более 150 тысяч жителей.

«Теотиуакан» на языке Науатль означает: «Город богов» или «Место, где люди становятся богами», - это то особое пространство, где духовное и материальное знание народов Месоамерики породило высочайшее архитектурное, урбанистическое и художественное воплощение.

 Теотиуакан. Вид с воздуха.

Археологический комплекс Теотиуакана

Археологический комплекс, который я регулярно посещаю в течение своих поездок в Мексику, буквально потрясает своими масштабом и совершенством. Хотя Теотиуакан исследуется учеными уже более ста лет, на сегодняшний день раскопаны только 10% руин на площади около 20 квадратных километров.

Весь комплекс демонстрирует высочайшую степень развития воздвигшей его цивилизации, отражает достижения культуры, которая его задумала и воплотила, оставив нам в качестве материального наследия одни из самых впечатляющих сооружений в мире, таких как Пирамида Солнца (вторая по величине в Мексике), Пирамида Луны, Храм Кецалькоатля, выстроенные вдоль большого проспекта более 2 километров длинной, который в свою очередь назывался «Улица мертвых» из-за большого количества маленьких пирамид, расположенных вдоль его пути, ошибочно считавшихся первыми археологами мавзолеями-усыпальницами.

 Теотиуакан. Вид на пирамиду Луны с пирамиды Солнца.

Кроме того, в дополнение к впечатляющим пирамидам, в этой археологической зоне находится дворец Кетцальпапалотля и несколько очень хорошо сохранившихся фресок, которые рассказывают нам о понимании строения мира в культуре Теотиуакана.

Город Теотиуакан был построен по единому плану, с широкими дорогами, объединяющими все районы застройки, и имел эффективную систему водоснабжения и водоотведения. Пирамиды, храмы и дворцы были покрыты штукатуркой и  расписаны красочными фресками. Были общественные и административные здания и различные жилые кварталы.

В городе располагались даже районы, застроенные представителями других культур. Так, в одном месте был обнаружен квартал Майя, с соответствующим типом строений, сильно контрастирующих со стилем самого Теотиуакана. Находки керамики и изделий в этом месте также указывают на то, что в нем проживали люди, пришедшие сюда из региона центрального Юкатана. Характерно и то, что в некоторых из городов Майя, таких как Тикаль, также были обнаружены кварталы в стиле Теотиуакана, представляя собой что-то типа взаимных посольских миссий. Это может говорить нам о тесных политических, культурных и духовных связях двух великих культур.

 План города Теотиуакан

Происхождение и исчезновение населения Теотиуакана

Оригинальная культура Теотиуакана не оставила никаких письменных документов, поэтому нет прямой информации, которая рассказывает нам об их обычаях или убеждениях. Даже имена правителей Теотиуакана не известны. Все, что известно о них, на самом деле является умозаключением на основе интерпретации найденных там объектов, а также из других косвенных источников.

Это заметно контрастирует с современной Теотиуакану цивилизацией Майя, история и династии которых хорошо документированы. Майя возвели стелы с надписями, которые прославили своих героев и зафиксировали выдающиеся события в их жизни.

Более того, неизвестно, кем был народ Теотиуакана, какова их этническая принадлежность и даже то, как они сами себя называли, поскольку на самом деле именно Ацтеки (Мешика) дали городу имя «Теотиуакан» когда они его обнаружили, и которое на языке Науатль означает «город богов» или «место, где были созданы боги». Ацтеки дали такое название под воздействием того изумления, которое у них породили руины древнего города. Затем, в дальнейшем, и его древние обитатели стали называться Теотиуаканцами.

Когда Ацтеки прибыли с севера на центральное нагорье Мексики в первой половине 14-го века, они обнаружили, что город уже давно заброшен и остались только покрытые многометровой толщей песка и пыли развалины. К тому времени прошло много веков с тех пор, как Теотиуакиан был окончательно покинут в районе седьмого века нашей эры, и жители его исчезли, оставив великолепный город с его храмами навсегда. Здесь наблюдается сильное сходство с городами Майя, которые в IX веке также были покинуты своими обитателями.

И это одна из множества загадок этого древнего города - почему жители покинули его? Гипотезы о загадочном исчезновении его населения включают разрушительный огонь, вторжение какого-то чужеродного племени и неблагоприятные климатические факторы, такие как засуха.

 Две пирамиды Теотиуакана в идеальном соответствии

История Теотиуакана

По словам экспертов, история Теотиуакана начинается около 600 г. до н.э., когда некоторые из небольших сельскохозяйственных поселений Центральной долины Мексики начали специализироваться на производстве различных продуктов, и которые со временем стали обмениваться товарами с соседними городами. К 200 году до н. э. эти люди поселились в данном районе, внося свой вклад в философию и знания, в производство ювелирных изделий, сосудов, инструментов и т. д., что вызвало большой культурный и коммерческий подъём всего региона, длившийся на протяжении нескольких столетий, Это привело к распространению влияния культуры Теотиуакана во все уголки Мезоамерики, включая такие отдалённые места как города Майя в тысячах километров на юго-восток.

Расстояние между городами Тикаль и Теотиуакан

Город Теотиуакан был самым сложным и плотно населенным городским центром Древнего мира в период между III и VI веками - настоящей культурной и экономической «сверхдержавой». Доминирующее культурное положение Теотиуакана закончилось в седьмом веке. Большие районы города были опустошены огнем, и причины этого до сих пор не ясны. После этой травмы город по-прежнему был ещё населен в течение столетия, хотя возможно уже другой этнической группой, после чего это место было окончательно покинуто людьми.

Теотиуакан, пирамида Солнца. Вид сверху.

Монументы Теотиуакана

Пирамида Солнца

Пирамида Солнца является самым большим сооружением в Теотиуакане и вторым по величине во всей Мексике, уступая только Великой пирамиде Чолулы. Она поднимается до 65 метров в высоту, имеет 365 ступеней, стоит на почти квадратной основе (размером 222 на 225 м) и ориентирована входом на запад. Хотя считается, что на самом верху существовал ещё какой-то храм, сегодня верхняя поверхность структуры пуста, открывая впечатляющий обзор на 360 градусов.

Теотиуакан, вид на Цитадель.

Почти через 2000 лет после постройки, пирамида Солнца остается загадкой. Никто точно не знает, ни с какой целью её возвели, ни даже каково её первоначальное имя.

Когда Ацтеки прибыли в Теотиуакан, они увидели только заброшенное место. Они считали, что в этом городе было создано Пятое Солнце, или наш современный мир, как мы его знаем сегодня, и в ознаменование этого факта они дали двум самым крупным пирамидам имена Солнца и Луны.

Как и другие древние памятники, такие как Гёбекли Тепе, Ольмекские головы или статуи Рапа Нуи, Пирамида Солнца была намеренно покрыта землей, по-видимому, ещё до того, как ее окончательно покинули. И долгие столетия после этого она была скрыта под кучей песка и деревьев.

Вся поверхность пирамиды была покрыта слоем почвы и камней толщиной более четырёх метров. Раскопки, которые начались в 1905 году и продолжились пять лет, потребовали удаления тысяч тонн этой земли. Согласно летописцам того периода, с которыми беседовал археолог Рубен Кабрера, во время первых официальных раскопок пирамида выглядела просто как огромный холм.

 Теотиуакан - до и после раскопок.

В те времена, на заре XX века, в качестве символа как часть празднования столетия независимости Мексики, президент Порфирио Диас поручил археологу Леопольдо Батресу отчистить большую пирамиду. Этот археолог из-за спешки и личных амбиций решил использовать динамит, чтобы убрать всю землю, которая скрывала строение. Из-за динамита, некоторые структуры пирамиды деформировались и при восстановлении получили поворот на 10 градусов по своей оси. Кроме того, Батрес имел собственную идею прикрепления каменной лестницы к пирамиде, чтобы президент Порфирио Диас мог подняться и проверить ход «восстановления».

Другой неудачный факт заключался в том, что из-за взрывов и алчности археолога слой слюды, покрывающий вершину пирамиды, был демонтирован и продан. Слюда - это минерал из группы силикатов, состоящий из очень ярких, эластичных и чрезвычайно тонких хлопьев, очень устойчивых к электричеству и прохождению нейтронов, что делает этот материал мощным электрическим изолятором. Странная вещь заключается в том, что слюда может быть найдена только в Бразилии, и этот материал никогда не был найден ни в одном другом археологическом месте Месоамерики.

Таинственные туннели

Теотиуакан - план туннеля под пирамидой Солнца.

В 1971 году Хорхе Руффер Акоста нашел тоннель под пирамидой Солнца, доступ в который находится перед фронтальной платформой. Тоннель искусственного происхождения (хотя, возможно, изначально использовался естественный лавовый канал) имеет 6,5-метровый спуск и далее простирается примерно на 100 метров к центру пирамиды, где он заканчивается камерой в виде четырех комнат в форме листка клевера.

Линда Мансанилья из Национального автономного университета Мексики (UNAM) считает, что тоннель был оформлени и использовался задолго до постройки самой пирамиды. Для нее это также связано с представлением подземного мира в месоамериканских культурах. Когда тоннель был исследован, были найдены человеческие кости и материалы культур Тольтеков и Микстеков, групп, которые, возможно, посещали эти места в течении долгого времени после того, как Теотиуакан уже был покинут его обитателями.

К сожалению, как и за 65 лет до этого, история с варварскими раскопками повторилась и при раскопках этого туннеля, хоть и в гораздо меньших масштабах. Археологов интересовало прежде всего то, что окажется в конце тоннеля, а то, что буквально валялось у них под ногами, считалось мусором и просто было выкинуто в отвалы. Всё кощунство такого подхода и невосполнимость потерь удалось осознать после открытия второго тоннеля в соседней структуре - об этом ниже.

 Артефакты Теотиуакана

Спустя сто лет после первых археологических работ, в Теотиуакане продолжают делатся ярчайшие открытия, такие как скульптура Уеуетеотля, бога огня, который был найден в хорошо скрытом месте прямо на вершине пирамиды.

Список вопросов о Пирамиде Солнца остается в силе: зачем они её построили? Как на самом деле назывался Теотиуакан? Есть ли внутри захоронение правителя? Какие методы использовали Теотиуаканцы для транспортировки камней (один из них имеет размеры в ширину 2,56 м и весит 955 кг)? Как они транспортировали их в Теотиуакан, если такие камни были найдены только на границе между современными штатами Герреро, Пуэбла и Оахака, в сотнях километров отсюда?

Улица мертвых

Теотиуакан - улица мертвых

Улица мертвых, или Миктлаохтли, составляет ось север-юг города Теотиуакан. В настоящее время она имеет длину около двух километров, хотя исследования Миллона показывают, что она могла достигнуть и более трех километров. Эта ось начинается на площади перед пирамидой Луны и простирается на юг до Цитадели. Ширина этой большой дороги составляет 40 метров, а ее ось слегка смещена к северо-востоку, на 15о 30' относительно географического севера.

Пирамида Луны

Теотиуакан - пирамида Луны

Пирамида Луны имеет высоту 45 метров, но будучи меньше, чем Пирамида Солнца, её вершина находится на одной с ней высоте, потому что она была построена на более высоком возвышении рельефа. И это тоже одна из загадок - как и зачем древним строителям удалось построить два огромных сооружения, отстоящих друг от друга почти на километр, выровняв их по высоте с точностью до долей метра? Пирамида Луны - одно из старейших зданий в Теотиуакане.

Дворец Кетцальпапалотль

Теотиуакан - дворец Кетцальпапалотля

Дворец Кетцальпапалотль (на языке Науатль: кетцалли-папалотль, «Кетцаль-Бабочка» или как вариант - «драгоценная бабочка») - это здание, которое было местом проживания элиты Теотиуакана. Более конкретно, как было предложено археологами, это была резиденция главных священников Теотиуакана.

 Рословец Сергей во дворце Кетцальпапалотля

Каменные колонны обильно вырезаны изображениями бабочек и перьев птицы кетцаль, отсюда произошло и название дворца. В то время, когда это здание функционировало, рельефы в колоннах были полихромными, а в центре главного дворика располагался бассейн с проточной водой.

Храм Кецалькоатля

Теотиуакан - храм Кетцалькоатля

Храм Кецалькоатля, начало строительства которого оценивается примерно с 200 года нашей эры, является основным сооружением комплекса под названием Цитадель. Его начали раскапывать в 1920 году, когда храм был ещё полностью похороненной под землей пирамидой, и представлял собой холм с гладкими стенами, без какого-либо орнамента.

Барельеф с Кетцалькоатлем

После раскопок в нем обнаружились головы Кетцалькоатля и другого божества, которое, по мнению некоторых, являлось Сипактли - «Крокодилом», очень важным персонажем в мифологии, поскольку он представлял собой первый день 260-дневного лунного календаря. Эти рельефы распределены на фронтонах здания со всех четырех сторон; число скульптур связано с днями года.

Головы Кетцалькоатля на лестнице храма

Мастерски выполненные ближайшие к лестнице тела змеев переплетаются так, что их головы появляются в стропилах лестницы.

Это здание характеризуется (подобно Пирамиде Солнца), расположением главного входа с ориентацией на запад, с большой платформой впереди, которая изолирует ее от остальных, придавая ей более частный характер и составляя священное, по отношению к окружающему, пространство.

Сипактли или Тлалок на фронтоне храма Кетцалькоатля

Все здание было окрашено в разные цвета (красный, белый, черный, изумрудный и охристый) и в целом сделано из твердых пород камней.

 Жертвоприношения в Теотиуакане

Археологические раскопки открыли также и группы человеческих погребений по четырем углам монумента. Это были ритуальные жертвы, возможно посвященные сельскохозяйственным ритуалам. Все люди, мужчины и женщины, были с завязанными за спиной руками, а некоторые носили ожерелья с элементами из человеческих челюстей. В центре здания также было обнаружено около двадцати тел.

Новые открытия в Теотиуакане

Тунель под Теотиуаканом

С 2010 года исследователи из Национального института антропологии и истории изучают тоннель, который был обнаружен перед храмом Кецалькоатля, и который сохранился нетронутым, поскольку он был запечатан 1800 лет назад. В нем было найдено большое количество предметов ритуального предназначения. Неизвестно, когда тоннель был выкопан, но известно, что он был полностью закрыт несколькими этапами в промежутке 200-250 годы нашей эры, то есть он уже существовал до строительства комплекса Цитадели и, возможно, храм наверху возводился уже после закрытия туннеля.

На этот раз к раскопкам подошли со всей тщательностью. Исследователям под руководством археолога Серхио Гомеса понадобилось шесть лет, чтобы снять буквально по сантиметру слой за слоем землю и каменные перемычки, которыми древние жители Теотиуакана поэтапно закрывали проход. Попутно были обнаружены тысячи артефактов - от огромных искусно вырезанных каменных фигур и морских раковин, до мельчайших украшений из обсидиана и жадеита. Точно такие же подношения, возможно, были и в тоннеле под пирамидой Солнца, которые были выкинуты там в мусор в гонке за «призом в конце тоннеля». Здесь же в какой-то момент археологи использовали даже ровер с камерой, чтобы проникать глубже в тоннель, стараясь не повредить ничего по пути.

Древняя модель рельефа нижнего мира. Теотиуакан.

Тоннель протяженностью около 100 метров, глубиной 18 метров, имеет в конце 3 камеры, которые расположены перед основным местом для подношений. По мнению исследователей, есть свидетельства, которые указывают, что тоннель не только являлся местом для ритуальных даров, но был воплощенной метафорой для подземного мира. На полу основной камеры воссоздана модель мира с горами и долинами, и даже озёрами из жидкой ртути. Ртуть всё ещё находилась на своём месте, когда спустя почти два тысячелетия в зал снова проник человек. И это тоже доставило определенные сложности археологам из-за высокой токсичности металла. Разумеется, не отвеченным пока остается и вопрос, как и откуда попал в тоннель этот жидкий металл. Ничего подобного в других местах Мезоамерики обнаружено не было. По крайней мере пока.

Центральная камера тоннеля. Теотиуакан.

Своды тоннеля обработаны мельчайшими кристаллами пирита так, что при свете факела или, в современном исполнении, фонарика, над головой изумленного посетителя зажигаются тысячи звезд искусственного небосвода.

Также есть определенные указания, что в какой-то момент, ещё до того, как тоннель был окончательно замурован, он был затоплен водой практически до потолка. При этом ритуальные подношения продолжали поступать. Для этого древним дарителям, вероятно, было необходимо вплавь преодолеть водную преграду протяженностью в десятки метров.

Сергей Рословец с артефактами Теотиуакана.

 

Также в центральной зале были обнаружены четыре жадеитовые фигуры людей - мужские и женские - которые стояли каждая на своей стороне света, смотря вверх и в центр помещения. Их взор был устремлен на воображаемую центральную ось, продолжение которой в более, чем тридцати метрах наверху, точно совпадало с центром пирамиды Кетцалькоатля.

Панорама Теотиуакана

Ацтекские записи о Теотиуакане

Ацтеки прошли в Теотиуакан во время их исхода из Ацтлана (легендарного «места цапель»), ища себе место для поселения. Для Ацтеков это было священное место, и в их мифологии было определено как место, где встречались боги, чтобы породить «Науи Оллин», Пятое Солнце (или нынешнюю эпоху). Согласно тексту испанского хрониста Бернардино де Саагуна:

Когда еще была ночь, когда еще не было дня, когда еще не было света,
они встретились, богов вызвали там в Теотиуакане.
Они сказали, что они разговаривали друг с другом:
- Иди сюда, боже! Кто возьмет на себя жертву,
кто позаботится о том, чтобы возник день, чтобы был свет?

Согласно колониальным источникам, Ацтеки полагали, что Теотиуакан был построен расой гигантов Куйнаметцин, пришедших с неба во время Второго Солнца. Согласно тому же тексту Бернардино де Саагун:

И они назвали его Теотиуаканом, потому что это было место, где были погребены цари.
Ну, как они сказали:
«Когда мы умираем,
Мы в действительности не умираем,
Поскольку мы живем, мы воскресаем,
Мы продолжаем жить, мы просыпаемся.
Это делает нас счастливыми»
[...]
Они говорили: «он превратился в Бога»,
Это означало, что он там умер.

Расположение комплекса

Еще одна из загадок строителей Теотиуакана - это сложные математические и астрономические знания, продемонстрированные в построении и выравнивании его великих путей и храмов. И мы говорим о культуре, которую археологи считали примитивной и не имеющей такого базового элемента для развитие цивилизации, как письменность.

Весь комплекс искусно вписан в окружающий рельеф. Про одинаковую высоту двух главных пирамид я уже говорил. Кроме того - наклон их граней в точности повторяет наклон естественной горы, расположенной точно на юг по оси двух пирамид, тем самым вписывая её в весь комплекс. Стоя на пирамиде Луны и глядя на пирамиду Солнца, за ней в десяти километрах в дымке возвышается её массивный силуэт.

Теотиуакан в окружающем пространстве

Кроме того, Адриан Гилберт предположил, что существует возможная корреляция между выравниванием пирамид Луны, Солнца и Храма Кецалькоатля с тремя звездами пояса Ориона, что также сделано и с пирамидами Гизе в Египте.

Расположение храмов в Теотиуакане.

Современные влияния

Когда я впервые оказался в Теотиуакане в 1996 году, на вершине пирамиды Солнца, в геометрическом центре сооружения на площадке, был вбит железный костыль. Его разместили археологи во время геодезической съёмки, но приходящие на вершину посетители легко приняли поверье современного "Нью Эйджа" про то, что если потереть "центр пирамиды" рукой, то можно "зарядиться" её энергией.

Спустя почти десять лет, ведя очередную группу на вершину, я решил показать им эту "достопримечательность". Минут пять я бродил по площадке, пытаясь обнаружить знакомый пенёк... и только потом обратил внимание на углубление в центре площадки. Оно было отполировано до  блеска - каменная чаша с небольшой блестящей лужицей в центре. "Лужица" на проверку оказалась остатками металлического штыря, который вместе с камнем был сточен прикосновениями тысяч рук за все эти годы - по моим прикидкам - сантиметров на десять минимум.

Спустя ещё пару лет с новой группой я не нашёл даже этого углубления, так как дирекция парка окончательно залила его раствором. В Мексике археологи вообще очень не любят проявление альтернативных течений на своих объектах, зачастую даже не допуская представителей коренных культур к выполнению своих церемоний в местах, которые для них являются священными, а для археологов - только объектом исследований.

Но поклонение железному костылю - это всё же проявление поверхностности и циничности современного "Нью Эйджа". Что же касается реального воздействия древнего города на посетителя - оно безусловно существует. Это чувствуют, даже не осознавая этого, и тысячи простых туристов из Мехико, приезжающих на пикник на руины на выходные. Ну и разумеется, этим проникается пытливый исследователь, который знает где и как искать встречи с Силой, которая буквально фонтанирует в этой долине.

Теотиуакан своей грандиозностью поглощает, напитывает и отпускает с дарами каждого. Будь то изумление, эмоциональный подъём или новое знание.

Люди на вершине пирамиды Теотиуакана

* Использование данного материала - текста, либо фотографий - без согласования с автором запрещено.