• 1

Метки

инлакеш духовные практики традиции мексики сказки о силе избавление от вредных привычек традиция тольтеков самостоятельно шаманизм древние цивилизации Вирикута индейцы Мексики медитация сотворение мира духовный поиск права коренных народов внутренняя сила древние мифы система длинного счета Майя индейская церемония 2012 духовное путешествие личностный рост внутренний критик тренинг встреча с неизвестностью остановка внутреннего диалога коучинг сохранение энергии поиск видения шаги к свободе силы природы индейский ритуал Карлос Кастанеда Сергей Рословец цивилизация Майя Виктор Санчес путешествия моделирование будущего осознание своих ограничений уверенность в себе проблемы коренных народов инициация сновидение защита культуры майя мезоамерика внутренний ребёнок выжившие тольтеки темаскаль защита природы изменение своей судьбы индейская баня личная сила духовные традиции тенсёгрити пейот фиктивные тренинги семинар мужчина и женщина нагваль прыжок в другое я мастерская святая земля тольтек Мексика психология сталкинг кетцалькоатль заочный тренинг саморазвитие консультирование смысл жизни индейцы дон Хуан древние знания конец света индейское знание анти-анропология заочная программа обучения кинам впечатления участника ацтеки не-делание тренинг-погружение похороны воина дуальность практическое обучение самозакапывание тональ Пополь Вух совершенствование личности шаман календарь онлайн-тренинг священное место темный ритрит перепросмотр мастер-класс

Длинный Счёт, для которого мы не знаем названия на древнем языке Майя, считается линейной системой счёта дней. В действительности, эта система состоит из вложенный друг друга циклов, из которых самый большой составляет 5126 лет. Таким образом, он проходит через всю историю древней цивилизации Майя.

 

Трес Сапотес, 31 г. до н.э.
Трес Сапотес, 31 г. до н.э.

Но на настоящее время самыми старыми, четко определёнными записями дат в системе Длинного Счета являются стела из городища Трес Сапотес с датой, соответствующей 31 году до н.э., и Чиапа де Корсо - 36 год до н.э. которые были построены отнюдь не Майя а... Ольмеками. Самая ранняя дата из классической эпохи Майя находится в Тикале и соответствует 292 году н.э. - то есть более, чем на 300 лет позже.

Самой последней записанной Длинным Счётом датой в настоящее время является стела из Ишлу в Петене, Гватемала. Она соответствует 910 году н.э. и считается окончанием классического периода цивилизации Майя.

Здесь следует отметить, что сами археологи считают, что открыли и раскопали не более десяти процентов возможных городов и строений на территории Месоамерики. Указанные выше стелы демонстрируют уже сформировавшуюся систему записи Длинного Счёта. И это означает, что она была разработана гораздо раньше.

Как и наш современный календарь, календарь Длинного Счёта имеет начальную дату. Наш начинается 1 января 0 года, а их, как считается, 11 августа 3114 года до н.э. Но в отличие от нашего общепринятого календаря, календарь Длинного Счета имеет, как многими ошибочно считается, и дату окончания - 21 декабря 2012 года н.э.

Длинный Счёт представлен в виде пятиразрядной системы вложенных циклов:

  • кин (один день)
  • виналь (20 дней, месяц)
  • тун (13 виналей, 360 дней, год)
  • катун (20 тунов)
  • бактун (20 катунов)

Интересно отметить, что "год" в Длинном Счёте составляет 360 дней, а не 365 солнечных дней, отражённых как в нашем общепринятом календаре, так и в календарном цикле Хааб у Майя. И уж тем более не 365,2425 - более точного числа дней в году, отраженного, в частности, в григорианском календаре. Таким образом, Длинный Счёт расходится с циклом Хааб на 5 дней за год, и на 5,2425 дней с тропическим годом. Знали ли об этом создатели Длинного Счёта? Да, знали! Но Длинный Счет, по-видимому, был создан не для точного следования годичным сезонным периодам, а исключительно как особый счёт дней в виде больших циклов.

Самый большой из пяти циклов, бактун, составляет 400 тунов. Многие полагают, что Длинный Счёт завершится по истечении 13-ти бактунов с момента создания нашего мира, обозначенного как Четвертое творение в майянской истории о сотворении мира - Пополь Вух. Эти 13 бактунов завершаются как раз 21 декабря 2012 года по нашему календарю. Что так привлекает интересующихся "пророчествами о конце света".

Чтобы понять, как происходит смена циклов в системе Длинного Счёта, посмотрим, как это происходило в день творения и в день завершения:

12.19.19.17.19 3 Кавак 7 Кумку 10 августа 3114 г. до н.э.
13.0.0.0.0 4 Ахау 8 Кумку 11 августа 3114 г. до н.э.
0.0.0.0.1 5 Имиш 9 Кумку 12 августа 3114 г. до н.э.
     
12.19.19.17.19 3 Кавак 2 Канкин 20 декабря 2012 г. н.э.
13.0.0.0.0 4 Ахау 3 Канкин 21 декабря 2012 г. н.э.
0.0.0.0.1 5 Имиш 4 Канкин 22 декабря 2012 г. н.э.

 

В действительности среди специалистов ходят споры, как функционирует Длинный Счёт и представлены числа после 13-го бактуна. Некоторые полагают, что нумерация бактунов не обнуляется до 0.0.0.0.1, но продолжается как 13.0.0.0.1, 13.0.0.0.2 и далее до конца 13-го бактуна, который уже записывается, как 1.0.0.0.0. Поскольку эти даты нигде не были записаны самими Майя (или их не нашли), вопрос остаётся открытым.

Другая точка зрения на способ записи Длинного Счёта утверждает, что число бактунов не обнуляется после 13-ти, но продолжается до 20-ти, как остальные разряды длинного счёта. Исключение составляет количество виналей - их 18, что соответствует счёту дней в Хааб, где солнечный год представлен, как 18 месяцев по 20 дней в каждом.

Сэр Эрик Томпсон, один из наиболее известных майянистов прошлого века, исследовавший систему Длинного Счёта всю свою жизнь, был убеждён, что количество бактунов в большом цикле должно быть 20, а не 13. Он логически обосновывал это так:

Я везде предполагал, что бактуны группируются по 20, а не по 13, и подтверждение двадцатеричного счёта бактунов есть и в Дрезденском кодексе, и в записях дат Паленке и Копана, что невозможно отрицать. Я полагаю, что на раннем этапе, когда был изобретён Длинный Счёт, самым большим периодом был бактун, и бактуны группировались в повторяющемся цикле по 13. Но в последующем стремлении расширить учитываемый диапазон времени были введены более долгие периоды, такие, как пиктун. С таким расширением календаря было важно сделать счёт бактунов двадцатеричным. Соответственно, 20 бактунов формируют один пиктун, но дата 4 Ахау 8 Кумку стала настолько прочно связана с окончанием календарного цикла в 13 бактунов, что до сих пор используется в качестве точки отсчёта, хотя для целей вычисления дат следует использовать цикл из 20 бактунов"

Томпсон упоминает важный факт, который редко принимается во внимание при популярном обсуждении календаря Длинного Счёта - факт того, что Майя записывали даты, используя циклы длиннее бактуна. Вот некоторые из них, известные в настоящий момент:

Пиктун 20 Бактунов 8000 тунов 2,880,000 дней ~7,885 лет
Калабтун 20 Пиктунов 160,000 тунов 57,600,000 дней ~157,703 года
Киничильтун 20 Калабтунов 3,200,000 тунов 1,152,000,000 дней ~3,154,068 лет
Алаутун 20 Киничильтунов 64,000,000 тунов 23,040,000,000 дней ~63,081,377 лет

 

Имена этих циклов условные. До сих пор неизвестно, как они назывались во времена использования Длинного Счёта.

Эти большие циклы не так уж и редки в надписях. Они появляются много раз в Дрезденском кодексе, и на стелах и надписях в Паленке, Копане, Киригуа, Тикале, Яшчилане и Коба. Само существование этих больших циклов поднимает вопрос о том, действительно ли Длинный Счёт обнуляется по прошествии 13-ти бактунов? И если да - то зачем тогда ввели большие циклы?

При обсуждении вопроса длительности счета бактунов часто используют пример из Паленке в качестве аргументов в защиту двадцатеричной системы:

Западная стена Храма Надписей в Паленке.
Западная стена Храма Надписей в Паленке. Рис. Линда Шеле.

Текст Западной стены из Храма Надписей упоминает дату рождения Пакаля, и ведёт счет дальше в будущее для достижения цикла в один пиктун.

Вот расшифровка текста:

9.8.9.13.0 8 Ахау13 Поп 24 марта 603 г. н.э. Рождение Пакаля
+
10.11.10.5.8 Текст указывает о прошествии многих дней в будущем...
...Прибывает к:
(1.0.0.0.0.8) 5 Ламат 1 Моль Текст говорит 1 пиктун 8 кинов
И далее упоминается дата через календарный цикл длительностью ровно в один пиктун:
(1.0.0.0.0.0) 10 Ахау13 Яшкин 13 октября 4772 г. н.э.

 

Можно увидеть, как удалённая в будущее дата 10.11.10.5.8 была намеренно выбрана так, чтобы привести к круглой дате в завершении цикла, с нулями в разрядах. Если бы цикл бактунов завершался после 13, тогда следующая дата была бы 1.7.0.0.0.8, а не 1.0.0.0.0.8.

Зачем же было обозначать такие удалённые в будущее даты в связи с именем Пакаля, правившего в Паленке в VII веке н.э.? Возможно, это было указание на бессмертность его души? Его будущее возрождение? Теорий на этот счёт много. Интересно, что календарный цикл 5 Ламат 1 Моль является также датой восхождения на трон в 612 году н.э., и 5 Ламат 1 Моль появляется в тексте ровно через 80 календарных циклов (через 52 солнечных года). Поскольку Пакалю было около 80-ти лет, когда он умер, возможно это поэтическое указание его преклонного возраста.

Храм Креста, Паленке, западная панель.
Храм Креста, Паленке,

Так что если у нас есть четкие доказательства того, что бактун, как и все остальные позиции Длинного Счёта, за исключением виналей, работает в циклах по 20, то почему так много людей считают, что он сбросит счёт по достижении 13-ти в 2012 году? Ответ лежит в западной логике математических предположений, что если Длинный Счет начался в 13-м бактуне, то и закончится он должен в 13-м бактуне. Когда человек из западной культуры представляет себе цикл, то он сразу же вызывает в воображении образ часов с вращающейся стрелкой, начинаясь и заканчиваясь на 12-ти. Но должно ли быть именно так? Часть проблемы заключается в предположении, что современные западные и древние Центрально-американские понятия "цикл" отражали одно и то же.

Существуют надписи в Паленке, Копане и Киригуа, которые датируют особые события, произошедшие до начала текущей эры Длинного Счёта. Все они заявляют, что они произошли в течение 12-го бактуна и пришли к 13.0.0.0.0 4 Ахау 8 Кумку. В Паленке, тексты в храмах Группы Креста говорят, что 9 декабря 3121 до н.э. родилась женщина по имени Муан Мат. Спустя 754 года, уже после начала нынешней эпохи 11 августа 3114 г. до н.э., а именно 23 октября 2360 г. до н.э., она родила божество GI из так называемой Триады Паленке. Эти данные охватывают дату создания, начиная с 12-го бактуна и переходят обратно в 1-й бактун. Вот как эти даты расположены в тексте:

12.19.13.4.0 8 Ахау
18 Сек
9 декабря 3120 до н.э. Рождение Муан Мат
13.0.0.0.0 4 Ахау
8 Кумку
11 августа 3114 до н.э. Дата Творения
1.18.5.3.7 13 Кими
19 Кех
23 октября 2360 до н.э. Рождение GI

 

Эти даты даны в полной записи Длинного Счёта, а не как периоды времени от начальной даты (дистанционные номера), или календарные циклы, как это обычно принято в текстах Майя. Казалось бы, эти доказательства достаточно убедительны, но эти несколько текстов являются единственным примером из всего мира Майя, который убедил западных исследователей, что Длинный Счёт снова обнулится в 2012 году.

В действительности, хотя у нас есть много примеров записи 13.0.0.0.0 на 11 августа 3114 г. до н.э., есть только один известный текст, чтобы записать дату 13.0.0.0.0 на 21 декабря 2012 года н.э.. Он был найден на монументе номер 6 из Тортугеро и дальнейший текст разрушен сразу после упоминания даты, скрывая событие, которое должно произойти в этот день.

Для древних Майя, 13-й бактун закончился в начале эпохи четвертого сотворения мира. Пополь Вух описывает три предыдущих эпохи и судьбы их обитателей, но не указывает точные даты. Ацтеки спустя столетия использовали очень похожие концепции и объяснили это первым испанцам в некоторых деталях. Ацтеки полагали, что живут в пятую эпоху создания, а не в четвёртую. Некоторые исследователи полагают, что ацтеки, возможно, считали крах классической цивилизации майя в 9-м веке завершением четвёртой эпохи.

Ацтеки указывали промежутки времени для каждой из предыдущих эпох. Что интересно - они не одинаковы. Вот их данные для предыдущих эпох:

Первое Солнце 13 циклов по 52 года, всего 676 лет
Второе Солнце
7 циклов по 52 года, всего 364 года
Третье Солнце
6 циклов по 52 года, всего 312 года
Четвертое Солнце 13 циклов по 52 года, всего 676 лет

 

Календарь Ацтеков
Календарнай камень Ацтеков.

Если сложить длины второй и третьей эпохи вместе, то получаем еще один набор из 13 х 52 лет, как для 1-й и 4-й эпох. Как и для Майя, для Ацтеков, похоже, понятие 13-ти циклов было связано с завершением эпохи или существования мира. Для нынешней эпохи не была указана продолжительность, но было предсказано, что она будет в конечном итоге разрушена землетрясениями. Учитывая разницу в прошлых длительностях циклов, нельзя с уверенностью предположить, что нынешняя эпоха Ацтеков будет 13 х 52 лет. Означает ли это, что то же самое не относится к понятию длительности эпохи Майя?

Часть ответа может находиться в концептуальном различии между понятиями "цикл" и "эра". Существуют определенные регулярные циклы в календаре Майя, и их взаимная смена зависит друг от друга. Кин, виналь, тун и катун являются неизменными циклами времени. Западный календарь имеет такой же циклический шаг - в день, год, век, тысячелетие и т.д. Однако, «эра» в западном мышлении редко соответствует точному счёту календарного цикла. Железный век, эпоха Возрождения, индустриализация - каждый из них был разный "эрой" в истории со своей уникальной продолжительностью. Была ли такая же концептуальная разница у Майя, когда они писали, что 13 бактунов означают конец "эры"?

Существует причина полагать, что число 13 было использовано как символический способ сказать "завершение". Существуют тексты в городах Йашчилан, Коба, а также в Дрезденском кодексе, которые описывают даты в системе Длинного Счёта, в которых много циклов больше бактуна повторяют номер 13 в качестве коэффициентов. Например, в Йашчилане, на панели в передней части храма номер 33, размещены десять позиций по 13 над указанной датой:

13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.9.15.13.6.9 - 19 октября 744 года н.э.

Кобан, Стела 1
Кобан, Стела 1

В городе Коба на стеллe номер 1 размещено, по крайней мере, двадцать позиций по 13 на дату создания, 13.0.0.0.0 11 августа 3314 г. до н. э. Если бы мы попытались подсчитать все эти циклы по 13 в качестве фактических коэффициентов, каждый из которых повышает разряд при достижении 20-ти циклов, то мы получили бы 41.943.040.000.000.000.000.000.000.000.000 лет в прошлое! Дрезденский кодекс на странице 52 также записывает дату с 13-ю последовательных циклов по 13. Поскольку ни один из этих 13-ти циклов не имеет эффекта на нижние циклы, не похоже, что они были размещены там для фактического расчёта. Они, вероятно, больше символически утверждали, что-то типа "многие циклы прошли". Если эти коэффициенты по 13 пиктунов, калабтунов, киничильтунов и т.д. символизируют "давно прошедшие дни", то почему бы и 13-ти бактунам не символизировать то же самое?

Таким образом, если идея о том, что 13 бактунов это конец нашей эры, ставится под сомнение, то что мы должны думать о наступлении этого момента в 2012 году нашей эры?

Хотя тексты Майя ничего не говорят о том, что может произойти при окончании 13-го бактуна, мы знаем, что окончание каждого бактуна считалось временем больших перемен. Анализ истории древних Майя дает общее понимание этого понятия.

Следующие события, произошедшие на рубеже последних пяти бактунов, хоть и не отражают глобальных перемен, но, тем не менее, дают общую картину:

  • Начало 8-го бактуна (41 год н.э.)
    Последние из городов Ольмеков, некоторые из которых насчитывали более 1000 лет непрерывного обитания, окончательно покидаются жителями и никогда снова не заселяются.
  • Начало 9-го бактуна (435 год н.э.)
    Теотиуакан, государство-мегаполис древних Тольтеков Центральной Мексики, начинает оказывать своё влияние на мир Майя, основывая новые города, создавая династии правителей и совершая военные кампании.
  • Начало 10-го бактуна (830 год н.э.)
    Окончание Классического периода цивилизации Майя. Жители почти одновременно покидают более ста крупных городов, объяснения чему до сих пор не найдено.
  • Начало 11-го бактуна (1224 год н.э.)
    Упадок города Чичен-Итца на полуострове Юкатан. Начало расцвета города Майяпан.
  • Начало 12-го бактуна (1618 год н.э.)
    Последнее независимое государство Майя - Итца на озере Петен, высылает своих эмиссаров колониальным властям Новой Испании с заявлением, что они принимают новый порядок в соответствии с наступающим новым циклом.

...Это было во времена завершения последнего бактуна, когда испанцы завоевали озеро Петен и захватили правителя Кан Эк, что даёт нам особое понимание представлений Майя о смене бактунов.

В год 1617, Кан Эк послал своих эмиссаров в Мериду сообщить испанским властям, что 12-й бактун наступает, и что они готовы к тем изменениям, которые это принесет. Испанцы расценили это, как желание индейцев перейти в христианство, и началась настоящая гонка между различными миссионерскими группами, чтобы прослыть первыми, кто сумел покорить могучий и непримиримый народ Итца. Со священниками пришли и воины, а с ними и неизбежный конец. Хотя Итца, вероятно, не планировали свою смерть, они были правы, что время больших перемен для них наступило.

В заключение можно сказать, что хотя в точности неизвестно, что отмечает сброс Длинного Счёта в 2012 году, совершенно понятно, что он означает смену бактуна. Древние Майя посчитали бы это временем больших изменений. Так же, как и смена предыдущих бактунов отмечалась великими переменами, и 13-й бактун должен иметь особое значение, возможно, начало новой эры в мировой истории. Время покажет...

  • Начало 13-го бактуна (2013 год н.э.)
    Перемены только начинаются...

Перевод © Сергей Рословец

Это было мнение учёных, занимающихся тематикой цивилизации Майя. Что говорят сами наследники Традиции Майя можно прочитать далее »