• 1

Метки

Карлос Кастанеда избавление от вредных привычек индейское знание древние цивилизации внутренняя сила индейцы не-делание остановка внутреннего диалога консультирование моделирование будущего инициация система длинного счета Майя конец света тональ самостоятельно Пополь Вух силы природы заочный тренинг мастер-класс саморазвитие смысл жизни календарь сохранение энергии священное место Сергей Рословец индейцы Мексики духовное путешествие личная сила выжившие тольтеки защита культуры тренинг-погружение духовные практики древние знания фиктивные тренинги святая земля заочная программа обучения перепросмотр защита природы медитация кетцалькоатль поиск видения встреча с неизвестностью похороны воина анти-анропология инлакеш ацтеки тольтек сталкинг прыжок в другое я изменение своей судьбы шаман нагваль индейская церемония коучинг практическое обучение уверенность в себе внутренний ребёнок путешествия древние мифы проблемы коренных народов темаскаль Мексика темный ритрит духовные традиции дуальность тенсёгрити сотворение мира мезоамерика Вирикута личностный рост самозакапывание онлайн-тренинг шаманизм традиция тольтеков семинар майя 2012 мужчина и женщина цивилизация Майя духовный поиск индейский ритуал шаги к свободе совершенствование личности права коренных народов индейская баня сказки о силе дон Хуан пейот психология тренинг Виктор Санчес сновидение кинам мастерская осознание своих ограничений внутренний критик традиции мексики впечатления участника

Слово "нагуаль" берет своё значение из термина на языке Науатль - "науалли", что примерно означает «моя другая кожа» и относится к способности человека-нагуаля превращаться в существо получеловека-полуживотного - в сову, ягуара, орла, койота и так далее.

Корень науаль в этом языке употребляется в самых разных словах со значением - «преобразовывать, трансформироваться, преображать, выслеживать, переодевать, маскировать себя, утаивать, вводить в заблуждение и, наконец, обманывать».

Таким образом, "нагуаль" в более широком смысле может принимать такие значения, как - колдун, оборотень, животный дух или животная форма, которую может принять человек.

Что знают антропологи

В мексиканских историях о нагулях есть темные пятна, утраченные в прошлом в магической космологии Месоамерики, и они сильно различаются в зависимости от источников, поскольку они основаны на местных легендах, адаптированных к региону, в котором они рассказываются. Но следует особо отметить значение Природы и всех её проявлений. Именно животные были существами, очень близкими к божественности, к Великому Духу.

В древнем мексиканском пантеоне было много божеств, так или иначе связанных с животными. Либо само божество воплощало собой какое-то животное, как например, Ксолотль и его нагуаль - собака, либо по имени, например, Кецалькоатль - дословно "пернатый змей", или Уицилопочтли - "колибри слевой стороны". Так считалось из-за своего зооморфного облачения или из-за того, что этот этот дух обладает способностью проявлять себя как это конкретное животное.

Помимо этого многие животные играют заметную роль в индейских мифах как о создании мира, так и в жизнях людей.

В Мексике есть великие традиции шаманов, колдунов и целителей, также известных как науалес (или нагуалес). Все города Мексики могут рассказать истории хотя бы об одном из своих сограждан-колдунов, и его похождениях в прошлом.

Для народов Мешика-Ацтеков нагуали был одними из категорий магов, которых называли Тла Тлакатеколотль, или «люди-совы», что указывает на то, что они появлялись только ночью.

Но еще задолго до расцвета великих доиспанских цивилизаций, таких как тольтеки или майя, их предки - коренные яки, кора, тараумара и сери, жившие в северной Мексике и на юге США (около 900 г. н.э.), почитали своих нагуалей.

Они считали, что если человек может познать свой "животный" или "нагуальный" дух, то он сможет использовать его для исцеления людей и практики магии. Многие древние наскальные рисунки в пещерах изображают людей в зверином обличье.

В мировоззрении древней Мексики нагвалей защищал Тескатлипока, Повелитель ночи. Легенда гласит, что нагуаль мог сбросить кожу и превратиться в одно из магических животных существ. Так обстоит дело и с легендами колониальной эпохи, в которых некоторые мексиканские и испанские летописцы рассказывают, что ночью они убивали животное, а на рассвете труп превращался в человека.

Пытливый читатель может здесь провести параллели с некоторыми древнерусскими сказками-мифами... И скорее всего будет прав. Во многих из них герои-люди обращаются в зверей или птиц, либо те говорят с героями человеческим голосом...

С одним дополнением - в Мексике эти традиции не ушли безвозвратно в фольклор, но являются живыми практиками, которые можно встретить и в настоящее время.

Что знают шаманы

Науаль оставляет человеческую форму на определенное время, чтобы обрести форму выбранного животного. Существует несколько версий того, как достигается эта метаморфоза:

  • Одни сказители уверяют, что колдун просто исчезает как человек и воплощается в животном по своему желанию. Шаманы утверждают, что могут включить свое сознание в тело уже существующего животного. Так или иначе, между шаманом и животным, в которое он превращается, как если бы это был его аватар, существует психическая близость, своего рода душевное родство.
  • Другие говорят, что нагваль «фрагментирует себя», для чего намеренно отделяет часть своего тела - глаза, ноги, руку или даже кишечник - и преобразует её в животное. Таким образом, если вы хотите покончить с нагуалем, лучший метод - следовать за ним и наблюдать, где он совершает свою трансформацию, украсть ту часть тела, от которой он отделился, поскольку таким образом он не сможет вернуться в свой первоначальный облик, и на рассвете он умрет.
  • Ещё утверждают, что спящее тело колдуна остается в его доме, в то время как его дух блуждает в теле животного. В этом случае, чтобы никто не прикоснулся к его спящему телу, нагваль должен изобразить семь защитных кругов вокруг своего убежища. Испанцы времен Конкисты говорили, что нагуали могут трансформироваться только ночью, и атаковать их детей адскими заклинаниями. Святая инквизиция долгое время преследовала нагуалей. Но местные жители верили в их силу и защищали их, особенно в коренных общинах.

Вера в науалей глубоко укоренилась в культуре Мексики и процветает и в настоящее время. Утверждается, что есть люди, которые могут превращаться в птиц и могут летать. Они уединяются в дни полнолуния и превращаются в сов, козодоев, диких индеек или других птиц. Если кто-то замечает, что такая птица сидит рядом с его домом несколько дней подряд, он может сделать вывод, что это не обычная птица, а нагуаль, который ищет, как причинить зло для одного из обитателей этого дома.

Особо искусные Нагвали могут трансформироваться в животное не только ночью, но и днем.

Когда говорится, что они оставляют свою кожу, чтобы превратиться в животное, то имеется в виду, что они оставляют свою человеческую суть или человеческую историю, чтобы превратиться в новое существо, в данном случае животное. Кожа животного пронизывает его душу новым смыслом жизни.

Можно заметить, что во многих историях, особенно созданных или записанных после прибытия европейцев в Мексику, понятие нагваль практически всегда связано со страхом перед ним и возможным вредом от его действий в образе животного. Это неудивительно, и тому есть две причины: во-первых Святая инквизиция всеми возможными способами старалась уничтожить коренные практики и традиции, считая из языческими, неправильными и вредными.

И во-вторых, часть нагвалей действительно относилась к брухо - «злым колдунам», которые практиковали, и до сил пор практикуют, самые изощрённые способы навредить своему ближнему. Но брухо - это не все нагвали (и о них будет отдельный материал на нашем сайте) - и трансформация, как и соединение со своим животным духом-хранителем, является частью гораздо большего и глубокого пласта шаманских и целительских традиций Мексики. Говоря проще - нагваль с помощью своего перевоплощения может как навредить, так и исцелять. Всё зависит от намерения в способах использовании инструмента, а не от самого инструмента.

Что говорят практики

Есть два типа трансформации Нагваля:

В первой из них ваш дух принимает форму животного. В данном случае пробужденный нагваль может воспринимать свой изменённый дух, как если бы это было его новое физическое тело. Но не думайте, что это так просто! Если вы не знаете, как правильно это сделать, вы не сможете поддерживать свою форму сколь-нибудь долго и безопасно.

Другой способ - вторгнуться своим сознанием в тело существующего животного, поскольку нагваль уже несёт в себе суть самого животного и может вторгаться в их тела, не будучи отвергнутым ими.

Входя в тело животного или птицы, нагвали могут видеть и наблюдать за вами глазами этого существа. Это может быть ваша собака или кошка, это может быть птица, мышь или орел, пума или ягуар.

Опасность этой трансформации состоит в том, что вы покидаете свое существо и своё тело (как говорится в традиции Тольтеков - свою кожу) и воистину становитесь животным с естественными и очень сильными инстинктами...

...Поэтому, если у вас недостаточно контроля и опыта управления такой ситуацией, сильные животные инстинкты могут одолеть вас, и вы можете, например, начать убивать скот, находясь в форме волка или ягуара, примкнуть к стае подобных себе животных, затеряться в лесу и никогда не вернуться назад...

Все зависит от того, насколько вы контролируете себя и какое животное вы берете для трансформации.

Судя по вышесказанному, нагвалем-неудачником может оказаться практикующий, потерявший контроль над своими низшими желаниями и инстинктами, который в результате нападает на овцу или ребенка, или потеряется в животном мире навсегда...

Но, как правило, это происходит нечасто, поскольку нагваль всё же ищет связи с Природой и защиты её и человека, и этот опыт длинной в многие годы даёт ему путеводную нить в процессе перевоплощения. А железная самодисциплина и самоконтроль помогают ему не пасть жертвой собственных животных инстинктов.

Нагваль трансформирует себя для того, чтобы иметь большую связь с природой и иметь возможность испытать жизнь в других формах, отличных от формы людей. Делается это и для того, чтобы соединиться с другими существами, находящимися за пределами воспринимаемой человеком реальности, но которых могут воспринимать представители животного мира... Этот аспект необъясним словами. Вы можете понять это, только если вы сами когда-либо проживете это.

А что Кастанеда?

При упоминании нагвалей невозможно не коснуться историй из книг Карлоса Кастанеды. Отмечу, что в первых его работах было, хоть и поверхностно, описано что-то более менее похожее на традиции коренных народов Мексики, правда с уклоном в практики брухо - то есть тех самых плохих колдунов, о которых говорилось выше. И это уже содержит в себе определенную опасность для неосторожного и неопытного практикующего, который может захотеть попробовать "знания из книг" все подряд, не привлекая собственный здравый смысл и осторожность.

Однако уже в его более поздних работах появились более опасные концепции - утверждения о "Нагвале" как о некоем духовном лидере закрытой группы, без которого якобы невозможно обрести свободу - и это уже не имеет никакой связи с традициями народов Мексики - ни древними, ни современными, так как противоречит самому важному принципу духовных традиций этого региона Земли - равенства всех живых существ перед Великим Духом во всех его проявлениях, и равного доступа к нему - без посредников.