• 1
Оглавление
Пополь-Вух: Вступление
Сотворение Мира
Создание Первых Людей
Уничтожение Первых Людей
Вукуб Какиш
Планы о свержении Вукуба Какиша
Смерть Вукуба Какиша
Дела Сипакны
Поражение Сипакны
Поражение Кабракана
Книга Вторая - приключения Хун-Ахпу и Шбаланке
Поражение Отцов в Шибальбе
Зачинание Близнецов
Прибытие Шкик
Рождение Близнецов
Взросление
Игра Братьев в Мяч
Нисхождение в Шибальбу
Испытания
Дальнейшие испытания
Реванш Близнецов
Смерть Братьев
Возрождение и Победа
Возвращение Домой
Книга Третья - Создание людей
Первые Люди
Рождение Народов
Появление Богов
Появление Огня
Скитания
Имена Племён
Дальнейшие скитания
Появление Солнца, Луны, Звёзд
Установление Богов
Книга Четвертая - Эпос народа Киче
Противостояние с Вукамак
Борьба
Победа над племенами
Смерть Праотцов
Путешествие на Восток
Город Исмачи
Великие Дома
Правители-Нагвали
Становление Знати
Великое здание Тохиля
Имена правителей Киче

Метки

мужчина и женщина не-делание система длинного счета Майя тренинг-погружение пейот инициация шаман шаманизм психология самостоятельно сновидение кинам индейская баня духовное путешествие изменение своей судьбы саморазвитие сотворение мира поиск видения ацтеки заочная программа обучения сохранение энергии духовный поиск онлайн-тренинг мезоамерика внутренняя сила дон Хуан тональ Карлос Кастанеда духовные практики личная сила консультирование прыжок в другое я путешествия сталкинг майя темаскаль древние цивилизации уверенность в себе семинар древние мифы перепросмотр календарь конец света индейская церемония тольтек святая земля индейское знание впечатления участника защита культуры традиция тольтеков Вирикута остановка внутреннего диалога индейцы Мексики медитация Мексика совершенствование личности мастер-класс моделирование будущего анти-анропология 2012 духовные традиции похороны воина индейский ритуал коучинг сказки о силе смысл жизни дуальность священное место шаги к свободе инлакеш личностный рост защита природы осознание своих ограничений мастерская силы природы кетцалькоатль права коренных народов практическое обучение тренинг темный ритрит встреча с неизвестностью нагваль Виктор Санчес Сергей Рословец внутренний ребёнок внутренний критик самозакапывание Пополь Вух традиции мексики древние знания проблемы коренных народов выжившие тольтеки индейцы тенсёгрити избавление от вредных привычек заочный тренинг цивилизация Майя фиктивные тренинги

Победа над другими народами

"Вот как было это осуществлено и как Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам начали похищать людей из племен (вукамак). Вот как они умерщвляли этих людей.

Они схватывали человека, когда он шел один, или двух, когда они шли вместе, и никогда не было известно, когда они похищены. И тогда они (предводители киче) отправлялись и приносили их в жертву перед Тохилем и Авилишем. После этого они кропили на дороге кровью и разбрасывали головы (убитых) по отдельности на дороге. И люди из племен (вук-амак) говорили: "ягуар пожрал их!". И они говорили так потому, что (Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам) оставляли следы, похожие на отпечатки лап ягуара, а сами они не показывались.

Уже много было людей, утащенных таким образом, но племена поняли все это только очень поздно. "Как? Может быть, это Тохиль и Авилиш, которые находятся здесь, среди нас? Это должны быть те, о ком заботятся [владыки страха перед богом] жрецы и устроители жертвоприношений. Где же находятся их дома? Давайте выследим их по их следам!" - говорили люди всех племен.

Тогда они устроили между собою совет. Тогда они начали выслеживать отпечатки ног [владык страха перед богом] жрецов и устроителей жертвоприношений, но они были неясны. Там были только следы оленей, только следы ягуаров, вот что они видели, но следы были неотчетливые. Первые следы были неясны из-за того, что они были обращены в разные стороны, так, (как бывает), когда люди ходят, заблудившись, и путь их был неясен. Образовался туман, выпал черный дождь, и образовалось много грязи. Начало моросить. Вот что люди увидели перед собою. И их сердца стали усталыми от поисков и преследования тех (на дорогах), потому что велики были существа Тохиля, Авилиша и Хакавица. А (предводители киче) удалились туда, на вершины гор, и расположились поблизости от тех племен, людей которых они убили.

Так началось похищение тех, кто служил жертвами, когда [устроители жертвоприношений] колдуны ловили на всех дорогах людей из племен и приносили их в жертву перед Тохилем, Авилишем и Хакавицем; но своих собственных сыновей они поместили на вершине горы, в безопасном месте.

И вот Тохиль, Авилиш и Хакавиц имели внешность трех юношей и ходили благодаря чудодейственным свойствам камня. Была там река, в которой они купались у берега воды, и только там можно было видеть их. Из-за этой причины это (место) было названо "В купальном месте Тохиля" и таким же было название реки[4]. Люди из племен много раз видели их, но они немедленно исчезали, как только были увидены людьми.

И тогда распространилась весть о том, где находятся Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам. И сразу же племена устроили совет относительно того, каким образом (предводители киче) могут быть убиты.

Прежде всего племена хотели обсудить, каким образом подчинить себе Тохиля, Авилиша и Хакавица. И все владыки страха перед богом и устроителю жертвоприношений, стоявшие во главе племен, сказали народу:

- Поднимитесь, все вы, призовите каждого, пусть не будет ни одной семьи, ни двух семей среди нас, которые бы остались позади других.

Все собрались, они собрались все в большом числе и совещались друг с другом. И они говорили, спрашивая один другого:

- Что должны мы сделать, чтобы победить киче (из дома) Кавека[5]? Потому что все наши знатные и сыновья умерщвляются, совершенно неизвестно, каким образом из-за них (предводителей киче) исчезают люди. Если мы должны погибнуть по причине этих похищений, то да будет так! Если же могущество Тохиля, Авилиша и Хакавица так велико, тогда пусть нашим богом будет этот Тохиль, овладейте им! Невозможно, чтобы они победили нас. Разве не достаточно еще людей среди нас? А ведь люди Кавека не многочисленны, - так говорили они, когда собрались все вместе.

И тогда часть людей сказала, (обратившись) к племенам: "Кто видел тех, кто купается в реке каждый день? Если они - Тохиль, Авилиш и Хакавиц, тогда сперва мы должны подчинить своей власти их, а затем мы начнем уничтожать [владык страха перед богом] жрецов и устроителей жертвоприношений.

Тогда часть людей заговорила снова и спросила:

- Но чем же мы сможем подчинить их (богов) своей власти?

- Вот каков будет наш способ действий, чтобы стать их владыками. Так как они имеют внешность юношей, когда они появляются и когда их можно видеть в воде, пусть тогда две девушки, самые прекрасные и пленительные, пойдут (туда) и возбудят в них желание (овладеть) ими, - сказали они.

- Очень хорошо! Пойдемте же и отыщем двух прекрасных девушек! - воскликнули они, и отправились отыскивать таковых среди своих дочерей. И поистине ослепительными были (выбранные) девушки.

Затем они начали давать (девушкам) наставления: "Идите, наши дочери, поспешно идите стирать одежды у реки, и если вы увидите трех юношей, то предстаньте перед ними обнаженными. А если их сердца пожелают вас, то пусть они овладеют вами. Если же они скажут вам: "можем ли мы подойти к вам поближе?" - тогда отвечайте им: "Да будет так!". И когда вас спросят: "Откуда вы пришли, чьи вы дочери?" - если они это спросят, (то отвечайте им): "мы дочери владык[6]". И затем вы скажите им: "Дайте нам что-нибудь, как знак любви от вас". И после того как они дадут вам что-нибудь, если они захотят поцеловать ваши лица, (тогда) по-настоящему отдайтесь им. А если вы не отдадитесь им, мы вас убьем. Сердца наши будут удовлетворены лишь тогда, если вы получите (от них) знак любви и принесете его сюда. Это и будет доказательством для нас, что они действительно соединились с вами".

Так говорили владыки, когда они отдавали свои приказания двум девушкам. Вот имена этих девушек: Штах было имя одной из девушек, а другой - было Шпуч[7]. И две девушки, Штах и Шпуч, так они именовались, были посланы к реке, к месту купания Тохиля, Авилиша и Хакавица. Вот что было решено всеми племенами.

Они отправились сразу же украшать себя, чтобы выглядеть действительно пленительными. И они были поистине прелестны, когда они пошли туда, где имел обыкновение купаться Тохиль[8]. И когда они отправились, владыки были счастливы, потому что они послали двух своих дочерей.

И они подошли к реке и начали купаться. Эти две уже сняли прочь свои одежды и трудились со своей работой над камнями, когда пришли Тохиль, Авилиш и Хакавиц. Они подошли туда, к речному берегу, и остановились на мгновение, удивленные тем, что видят двух купающихся молодых девушек. А девушки смутились в то мгновенье, когда появился Тохиль. Но не случилось так, чтобы у Тохиля появилось бы желание к двум девушкам. И тогда он спросил их:

- Откуда вы пришли?

Так спросил он обеих девушек и добавил:

- Что вы хотите, раз вы пришли сюда, к краю нашей воды?

А они ответили:

- Владыки послали нас, чтобы прийти сюда. "Пойдите, посмотрите на лица Тохиля, (Авилиша и Хакавица) и заговорите с ними, - сказали нам владыки, - и соответственно принесите доказательство, что вы действительно видели их лица", - говорили они нам. - Так сказали девушки, выдавая цель их прихода.

Итак, племена хотели, чтобы эти две девушки занялись бы распутством и уничтожили волшебную силу Тохиля[9]. Но Тохиль, Авилиш и Хакавиц сказали, обращаясь снова к Штах и Шпуч, как звали девушек:

- Очень хорошо, мы дадим вам доказательство нашего разговора с вами. Подождите немного, и вы отдадите тогда его владыкам, - так было сказано им.

Затем (боги) призвали на совет владык страха перед богом и устроителей жертвоприношений и сказали Баламу-Кице, Баламу-Акабу, Махукутаху и Ики-Баламу[10]: "Раскрасьте хорошенько три покрывала, нарисуйте на них символ вашего существа, чтобы племена могли узнать их, когда эти девушки, пришедшие мыться, отнесут их назад, Дайте им эти плащи". - Так было приказано Баламу-Кице, Баламу-Акабу и Махукутаху.

Сразу же эти трое начали рисовать. Сперва Балам-Кице нарисовал ягуара; фигура (зверя) была сделана и изображена на поверхности покрывала. Затем Балам-Акаб нарисовал фигуры орлов на поверхности (другого) покрывала, а Махукутах, наконец, изобразил шмелей и ос на всех сторонах (третьей ткани); фигуры и рисунки их он изобразил на поверхности покрывала. И трое кончили свои рисунки; три куска складчатой ткани были разрисованы.

Тогда они отправились отдать покрывала Штах и Шпуч, как эти (девушки) именовались. И Балам-Кице, Балам-Акаб и Махукутах сказали им: "Вот вам доказательство вашего разговора (с Тохилем), покажите их перед лицом владык. Скажите им: "Воистину Тохиль говорил с нами; вот здесь мы принесли доказательство". Так скажите им, и пусть они [заботливо хранят] оденут те одеяния, которые вы дадите им". Так говорили они девушкам, когда прощались с ними. Девушки же сразу отправились, неся (с собой) те раскрашенные плащи, о которых говорилось выше, и вернулись домой.

Когда они прибыли, владыки исполнились радости, увидев их лица и их руки, с которых свисали те (вещи), за которыми девушки были посланы.

- Вы видели лицо Тохиля? - спросили они их.

- Да, конечно, мы видели его, - ответили Штах и Шпуч.

- Очень хорошо! А это вы принесли как доказательство, не так ли? - спросили владыки, думая, что эти (вещи) были доказательством их прегрешения.

Тогда девушки развернули расписанные покрывала, все покрытые яркими (изображениями) орлов и ягуаров, покрытые шмелями и осами, нарисованными на поверхности ткани; и покрывала сверкали перед ними. Сразу же (владыки) почувствовали желание надеть на себя покрывала, набросить их на свои плечи.

Ягуар не сделал ничего, когда владыка набросил первое изображение на свои плечи. Затем владыка надел на себя второе покрывало с изображением орла. Владыка, закутанный в него, чувствовал себя очень хорошо. И он повертывался во все стороны перед взглядами всех (собравшихся). Тогда он разделся перед глазами всех догола и надел третье разрисованное покрывало. И как только он надел на свои плечи шмелей и ос, которые были нарисованы на третьем покрывале, то мгновенно шмели и осы начали жалить его тело. И не будучи в состоянии сдержаться, переносить жала этих насекомых, он начал вопить из-за насекомых. А (только лишь) их фигуры были изображены на ткани, (только) рисунок Махукутаха, третьего рисовавшего.

Так они были побеждены. Тогда владыки стали упрекать двух девушек по имени Штах и Шпуч.

- Что же это за ткани, которые вы принесли нам? Откуда вы их принесли, вы, злодейки? - говорили они девушкам и ругали их. Так все племена были посрамлены Тохилем.

Итак, они наделали, чтобы Тохиль отправился бы за Штах и Шпуч, чтобы его желание было удовлетворено и чтобы (девушки) стали блудницами. Племена думали, что они послужат к соблазнению их (богов). Но победить их (богов) было невозможно, благодаря чудодейственным людям: Баламу-Кице, Баламу-Акабу, Махукутаху и Ики-Баламу".


[4] Бурбур помещает эту реку в тринадцати-пятнадцати милях к юговостоку от Кубулько (Cubulco), на дороге в Хойабах (Joyabaj) на вершине горы, которая разделяет оба этих городка.

[5] Дом Кавека был самым многочисленным и важным в государстве Киче.

[6] Владык народа Вукамаг.

[7] Xtán – «девушка» на языке Какчикель. Ichpoch– «девушка» на науатль. В другом манускрипте присутствует третья девушка с именем Quibatzunah (хорошо сложенная, совершенная). Логично было бы послать на выполнение этой мисси трёх сирен, поскольку богов было тоже три. В ещё одной версии истории именно жрецов (Балам-Кице, Балам-Акаб и Махукутах) собирались соблазнить девушки.

[8] Здесь Тохиль опять выступает как коллективное имя.

[9] Согласно верованиям Киче, эти юноши были воплощениями богов в человеческой форме, их телесной инкарнацией, их Альтер эго (другим я). Нагваль был человеком или животным, в которого индейцы могли перевоплощаться по своей воле.

[10] Здесь ещё раз упоминается Ики-Балам, но дальше присутствуют лишь три первых персонажа, раскрашивающие покрывала.