Это полотно, выполненное Эметелией Риос Мартинес - индианкой из народа Виррарика, является одним из самых больших в мире. Она обучалась искусству выполнения панно из шерстяных нитей у Хосе Бенито Санчеса который, в свою очередь, был учеником у знаменитого мараакаме Рамона Медина Сильвы, открывшего западному миру богатейший духовный и культурный мир Виррарика, и ставшего прообразом Дона Хуана в ранних трудах Кастанеды.
Длинна панно составляет 3 метра при высоте в 60см. На нём отображено ежегодное духовное путешествие индейцев Виррарика из мест их проживания в пустынное высокогорье, именуемое Вирикута, находящееся в 1200 километрах от их дома. Это трудное путешествие происходит как в пространстве, так и в сознании пилигримов, которые в течение пути готовятся к встрече с Таматц Кауюмари - Синим Оленем, и к церемонии охоты на дары Оленя - Хикури.
Путешествие начинается у храма - Туки, изображённого как тёмный треугольник на панно. Паломники встречаются у Татевари - Дедушки Огня, чтобы очистить свои сердца в церемонии исповеди - очищения Огню, сознавшись в своих грехах и постыдных тайнах, и подготовиться к долгому путешествию в Вирикуту - сверхестественную реальность их предков и духов. После того, как вся группа выполнит церемонию, всем участникам даются новые имена - имена их божественных предков.
Они также готовят вещи в дорогу, в числе которых - дары Силам. Среди них - перья ястреба, существа, близкого с Солнцу, небольшие чаши - хикара, свечи и прочее.
Для успешного путешествия и удачной охоты паломники должны стать одним целым и между ними должны установиться полное принятие и взаимопомощь. В иной реальности, куда они направляются, любая ошибка может стоить жизни, так как злые силы будут пытаться сбить паломников с пути. Только открыв сердца друг другу и миру, они смогут добраться до Вирикуты.
Паломники встречают Киери - злое Дерево Ветров, которое крадёт души тех, кто не подготовился должным образом к путешествию и не очистил своё сердце у Огня. Киери - разновидность дурмана (травы дьявола), растения, содержащего алкалоиды, но, в отличие от пейота, содержащее яд и способное привести к болезни или к кошмарным видениям.
Согласно мифу Виррарика, Киери когда-то был сильным колдуном, но был побеждён Таматц Кауюмари при помощи пейота.
Эметелия комментирует: "Паломники встречают много опасностей, но продолжают идти дальше. Они должны хорошо очистить свою совесть, чтобы избежать ловушек, которые злые силы приготовили у них на пути. Злые силы отступят, увидев паломников прокладывающих свой путь вперёд". Впереди идёт Мараакаме - глава группы.
После успешного прохода мимо всех ловушек у Дерева Ветров, паломники подходят к вершине горы, отмеченной двумя головами Оленей. Этот проход отмечает границу между миром людей и миром богов. Это один из множества священных алтарей, где паломники оставят дары Силам.
Именно здесь они встречают двуглавого орла Тамасиповика (фигура птицы между двумя вершинами), несущего сообщения Духов неба, и Кауюмари - представителя Духов Земли.
Паломники входят в священные земли Вирикуты. Оно изображено на панно в виде бесформенного красно-желтого облака - портала в мир Духов.
Перед дальнейшими шагами они останавливаются, чтобы вспомнить свою жизнь (осуществить перепросмотр), и готовят символические дары для Какаяри - Великих сил, создавших Вселенную.
Они едят немного пыли пустыни, чтобы подготовить свои языки говорить на наречии Какаяри.
Эметелия: "Силы предлагают паломникам множество вещей, включая волшебное серебро. Они также снабжают их удачей в предстоящей охоте на Хикури, знания исцеления болезней и другие дары, которые каждый паломник получает в соответствии со своими запросами"
Паломники снова встречают Тамасиповика, который выполняет их действительно важные желания. Он знает об этих желаниях и спускается с небес на белых крыльях, окружённый белыми облаками. Орёл слышит голос Мараакаме, который ведёт паломников и выполняет церемонии вручения даров Силам. Эта церемония отображена как тёмный круг с предметами на нём слева от Орла.
Белые потоки сверху символизируют дары Духа. Справа от Орла в синем кругу изображен Таматц Кауюмари - Синий Олень, который также принимает дары от паломников и передаёт их другим Какаяри.
Если все церемонии и действия в течение паломничества были выполнены безупречно и надлежащим образом, то Хикури - пейот, который Виррарика считают следами Кауюмари, даёт найти себя. Группа паломников останавливается у края Вирикуты, и Мараакаме первым начинает выслеживать Оленя-пейот. Как только первый бутон будет найден, в него выпускается стрела из специального лука. Паломники приветствуют этот момент криками радости за успех, и одновременно сожаления, что вынуждены взять жизнь своего духовного брата.
Паломники находят Хикури (пейот) в церемонии охоты за ним. Бутоны кактуса содержат психо активные вещества, и среди Виррарика считаются даром Синего Оленя, выросшими там, где земли касались его копытца. Синий Олень оставил этот дар для того, чтобы люди могли входить в контакт с миром Духа и со своими предками. Церемония, в которой Виррарика принимают первые свежие части Хикури венчает весь путь паломничества в Вирикуту. Они долго шли в мир богов, меняли себя в существа Силы, и объединялись с Великими Силами Вселенной. Их путь начинается и заканчивается в том же месте - он не имеет ни начала, ни конца, отражая, тем самым, извечный круг перемен, существующий в Природе.
Потом они собирают урожай и начинают свой долгий путь обратно домой, так как опасно оставаться слишком долго в реальности богов. Дорога в Вирикуту всегда остаётся открытой для паломников, возвращающихся в свои дома утомлёнными, но сильными тем, что они совершили.
© С. Рословец