Олени и волки, говорящие с людьми; стрелы, которые несут пилигримы; змеи, приносящие дождь, в узорах чешуек которых кроется знание; пумы, несущие сообщения духов – всё это реально в мире Уичолей. Уичоли – горделивые индейцы, которых можно увидеть в районе Пуэрто Вайарта одетыми в свои яркие костюмы. «Уичоль», согласно норвежскому исследователю Карлу Лумгольцу, это перевод на язык науатль слова «Виррарика», которым уичоли называют себя сами. Это слово означает «доктор» или «целитель» – имя, которому они полностью соответствуют, поскольку почти четверть их народа является шаманами.
Индейцы – Виррарика живут в практически недоступных районах мексиканских штатов Найарит и Халиско, населяя негостеприимные области в горах Восточной Сьерра Мадре общей площадью около 15,000 квадратных миль. Их семейные поселения (ранчо) разбросаны далеко друг от друга.
В последние тридцать лет около четырёх тысяч индейцев Виррарика переселились в города, главным образом Тэпик, Найарит, Гвадалахару и Мехико Сити. Именно эти «городские» Виррарика привлекли внимание западного мира к богатейшим традициям их народа при помощи своего самобытного искусства. Для того, чтобы сохранить древние знания и церемонии, они начали фиксировать их в детальных и замысловатых рисунках, выполненных из разноцветных нитей.
Виррарика передают свою Традицию только в устной форме, не имея письменности (отсюда существует так много различных способов записи их слов). С помощью своих рисунков Виррарика кодируют и документируют свои духовные знания. В своих работах они отражают свои глубочайшие духовные переживания и знания, накопленные в течение всей жизни, наполненной участием в церемониях и обрядах.
С самого раннего детства они учатся взаимодействию с духовным миром с помощью языка символов и ритуалов. Поэтому для них рисунок шерстяными нитками является большим, чем просто эстетическим самовыражением. Темы этих произведений отражают культуру Виррарика и их шаманские традиции. Как иконы, они являются документами древнейшего Знания.
Их произведения можно увидеть на народных рынках в разных городах Мексики. Каждое изделие отражает какой-либо аспект Традиции, начиная от маленьких деревянных яиц, покрытых разноцветным бисером, до больших голов ягуаров и детальных рисунков из разноцветной шерсти.
Их искусство берёт своё начало от специального вида ритуального дара, называемого «Ниерика» – небольшой квадратной или круглой дощечки с отверстием посередине. Эти дощечки покрываются с одной или двух сторон смесью пчелиного воска и древесной смолы, в которую вдавливаются шерстяные нити. Ниерики можно найти во всех священных местах Виррарика – в пещерах, у источников и в «домах для Подерио» – Ририки. Ниерика имеет множество значений. Происходя от слова «ниера» – видеть, оно означает видение, но одновременно и зеркало, и направление, и знание, и лицо Солнца, Земли, Оленя, человека, совершающего подношение. Ниерика способствует проходу в другой мир, мир Духа. Для Виррарика существует пять направлений, к четырем направлениям по сторонам света добавляется пятое – духовное, источник Знания, Силы и Просветления.
Ниерика также называют зеркалом с двумя лицами, по этой причине часто обе стороны покрывают рисунком, а отверстие посередине считается зеркалом. Иногда в него вставляют маленькое зеркальце. Это отверстие или зеркальце является «магическим глазом», через который человек и Дух могут увидеть друг друга.
Впервые рисунки, выполненные шерстяными нитями, достаточно простые по исполнению, были представлены вниманию публики в 1962 году в Гвадалахаре. В настоящее время, когда стали доступны шерстяные нити и бисер самых разных оттенков, рисунки достигли своего высочайшего качества. Реализм, основанный на Традиции, является стержнем этих работ.
Чаши, покрытые бисером (хикара по-испански, ракурэ – на языке Виррарика) прошли тот же путь. Эти чаши, как форма подношения, берут своё начало задолго до испанской конкисты. Вместо разноцветного стеклянного бисера, используемого сегодня, предки Виррарика использовали кусочки кораллов, костей, раковин, а также глину, жадеит, пирит, бирюзу и семена растений. Часто они украшались засохшими растениями и насекомыми.
Бисером выкладываются на восковой основе определённые рисунки, покрывая внутреннюю поверхность чаши, изготовленной из тыквы-горлянки. Виррарика считают, что так же, как можно одним глотком выпить воду из чаши, духи могут «выпить» просьбы, содержащиеся в чаше и, таким образом, понять просящего лучше. Цвет узора определяет духа, к которому обращаются: синий означает Рапавийеме (Рапа – дерево дождей); чёрный – Татеи Арамара – Тихий океан, страна мёртвых, Великая змея дождя; красный – Вирикута – место рождения пейота, Оленя и Орла.
Одним из самых замечательных примеров связи Традиции Виррарика со Знанием древних народов является голова человека-койота, найденная в городе Тула и относящаяся к цивилизации Тольтеков. Выполненная по тому же принципу, что и современные изделия индейцев Виррарика (вместо бисера использовались искусно выточенные кусочки перламутра), она показывает высокий уровень мастерства древних создателей, и выстраивает мост между ними и современными наследниками из традиций.
Используя те же самые узоры и изображения, что и в своих картинах, Виррарика создают красочные браслеты, сумки, пояса, детали одежды и украшения. «Жизнь является постоянным объектом молитв для Виррарика, достижением некоего высшего проявления» - объясняет Лумгольц – «поэтому все фазы их жизни – это молитва, будь-то сев или уборка урожая, паломничество или ежедневные дела, а также всё их искусство, изготовление одежды, раскраска лиц, рисунки из шерсти – всё это окружает молящегося различными символами».
С этим введением можно легче понять Виррарика, их искусство, и их непрерывную связь с духовной реальностью. Рамон Мара Торрез обобщает это словами: «Это древнейшее искусство, модернизированное в результате обстоятельств только за пределами культуры Уичолей, стало экзотическим цветком, являющимся объектом страстного исследования сразу после своего открытия».
По материалам Анджелы Корелис
Перевод и дополнения © С. Рословец