• 1
Оглавление
Пополь-Вух: Вступление
Сотворение Мира
Создание Первых Людей
Уничтожение Первых Людей
Вукуб Какиш
Планы о свержении Вукуба Какиша
Смерть Вукуба Какиша
Дела Сипакны
Поражение Сипакны
Поражение Кабракана
Книга Вторая - приключения Хун-Ахпу и Шбаланке
Поражение Отцов в Шибальбе
Зачинание Близнецов
Прибытие Шкик
Рождение Близнецов
Взросление
Игра Братьев в Мяч
Нисхождение в Шибальбу
Испытания
Дальнейшие испытания
Реванш Близнецов
Смерть Братьев
Возрождение и Победа
Возвращение Домой
Книга Третья - Создание людей
Первые Люди
Рождение Народов
Появление Богов
Появление Огня
Скитания
Имена Племён
Дальнейшие скитания
Появление Солнца, Луны, Звёзд
Установление Богов
Книга Четвертая - Эпос народа Киче
Противостояние с Вукамак
Борьба
Победа над племенами
Смерть Праотцов
Путешествие на Восток
Город Исмачи
Великие Дома
Правители-Нагвали
Становление Знати
Великое здание Тохиля
Имена правителей Киче

Метки

сохранение энергии изменение своей судьбы индейцы Мексики защита природы шаманизм права коренных народов 2012 темный ритрит выжившие тольтеки защита культуры силы природы нагваль встреча с неизвестностью сновидение шаман самостоятельно сталкинг поиск видения мастерская индейская баня тенсёгрити конец света перепросмотр темаскаль личная сила заочная программа обучения майя кетцалькоатль Мексика тренинг не-делание инициация духовные практики похороны воина тольтек внутренний ребёнок священное место древние мифы уверенность в себе семинар ацтеки традиция тольтеков путешествия совершенствование личности индейцы остановка внутреннего диалога мезоамерика традиции мексики осознание своих ограничений духовный поиск Пополь Вух индейская церемония сотворение мира внутренний критик календарь консультирование мужчина и женщина заочный тренинг коучинг медитация Вирикута саморазвитие Виктор Санчес моделирование будущего внутренняя сила практическое обучение самозакапывание духовное путешествие индейский ритуал прыжок в другое я цивилизация Майя тренинг-погружение святая земля анти-анропология психология онлайн-тренинг проблемы коренных народов инлакеш система длинного счета Майя впечатления участника шаги к свободе духовные традиции мастер-класс Сергей Рословец кинам фиктивные тренинги древние цивилизации древние знания дуальность дон Хуан пейот избавление от вредных привычек тональ личностный рост индейское знание смысл жизни сказки о силе Карлос Кастанеда

Достижение величия

"После того как они поднялись и оставили ту (местность), они пришли сюда, в город по имени Кумаркаах[33], как киче назвали его, когда пришли повелители Котуха и Кукумац и все владыки. Тогда началось пятое поколение людей с начала света, с начала существования народа, с начала жизни и человечества. Они построили там много домов, и там же выстроили они храм бога; они поместили его в середине самой возвышенной части города, когда прибыли и поселились там.

Тогда вновь разрослось их царство. Они были очень многочисленны, их было очень много. И тогда великие роды снова сошлись на совет, они снова сошлись вместе и предприняли новое разделение, потому что среди них уже возникла зависть и поднялись разногласия из-за цены их сестер и цены их дочерей. Поэтому они больше никогда не пили вместе.

Вот это и было основной причиной, почему они разделились, почему они полностью обратились друг на друга и бросали черепа и кости мертвых и швыряли их вокруг и один в другого. Вот в какой ярости они находились.

Тогда они разделились на девять родовых групп. Кончив раздор из-за сестер и дочерей, они выполнили то, что решили, и (разделили) царство на двадцать четыре великих дома. Так это и произошло. Прошло уже много времени с тех пор, как они все пришли сюда, в свой расположенный в горах город, и закончили (создание) двадцати четырех великих домов там, в городе Кумаркаах, который был (потом) благословлен епископом. Позже город был навсегда оставлен[34].

Там же они достигли величия, там поместили они свои блестящие троны и царские сидения, и (там) они распределили полагающиеся почести среди всех владык. Девять владык Кавека образовали девять родов, владыки Нихаиба образовали девять других, владыки Ахау-Киче образовали четыре других (рода), и владыки Сакик образовали два других рода.

Они стали очень многочислеины, и много (людей) следовало за каждым из владык; эти были первыми среди их подданных; каждый из владык имел (в своем подчинении) многих, много родов.

Мы назовем теперь звания владык каждого из великих домов.

Вот звания владык, которые правили у людей Кавека. Первый из владык был ах-поп, (затем) ах-поп-камха, (затем) ах-тохиль, ах-кукумац, ним-чокох-кавек, пополь-винак-читуй, лольмет-кехнай, пополь-винак-па-хом-цалац и учуч-камха[35].

Таковы были правящие владыки Кавека, девять владык, каждый из которых имел свой собственный великий дом; впоследствии они будут приведены снова.

А вот (звания) владык, которые правили у людей Нихаиба. Первым владыкой был ахау-калель, затем ахау-ах-цик-винак, кале-камха, нима-камха, учуч-камха, ним-чокох-нихаиб, авилиш, йаколатам-уцам-поп-саклатоль и нима-лольмет-йеолтуш, (вот) девять владык Нихаиба.

А для таковых у Ахау-Киче - вот звание их владык: ах-цик-винак, ахау-лольмет, ахау-ним-чокох-ахау [-киче] и ахау-хакавиц, четыре владыки имелись во главе Ахау-Киче, по порядку их великих домов.

А дом Сакик имел две группы родов: (звания их) владык были цутуха и калель-сакик. Эти два владыки имели только один великий дом".


[33] Дословно – «прогнившие хижины». Мексиканцы, прибыв в эту местность, перевели на науатль как Utatlán– «место тростниковых полей». Когда прибыли испанцы, это был крупнейший город Центральной Америки. В своём первом письме Кортесу завоеватель Центральной Америки Педро де Альварадо описывал город как «Хорошо построенный и отлично укреплённый». Епископ Лас Касас, прибывший в Гватемалу через несколько лет после Конкисты, писал, что «города окружены глубокими рвами, один из которых зовётся Гватемала (Ишимче, столица Какчикелей), а другой, воистину главенствующей в этом королевстве, зовётся Утатлан. Там стоят удивительные здания из обработанного камня, которых видел я много». Другой свидетель этого времени, Алонсо де Сорита, современник Лас Касас, писал: «Утатлан, что в провинции Гватемала, почитался местными как огромное святилище, и в нем, как и вокруг, было множество больших храмов, которые они называли cues, удивительной конструкции, и я видел некоторые из них, будучи в этой местности в качестве Советника Королевской Аудиенции, хотя они были в разрушенном состоянии».

Ещё одно свидетельство оставил французский архитектор, Сезар Дали, который посетил Утатлан в 1857 году, и говорил, что «это одно из самых удивительных архитектурных чудес мира: три холма, возвышающихся из бездны или ущелья, увенчанные плоскими вершинами, на которых стоит город».

Историки колониального периода оставили точное описание столицы Киче и храма Тохиля. Наиболее чёткое дал Хименес. «Храм, или место поклонения, и остальные здания Гумаркааха были построены на холме, окружённом глубоким ущельем. На вершине плато, венчающего холм, стояло двадцать четыре больших здания правителей, построенных так, чтобы формировать маленькие дворики, каждый как одна большая комната, возвышающаяся на два ярда над землёй, с проходом, покрытым соломенной крышей. На этих двориках происходили танцы в течение их празднеств. В центре дворика возвышалась сплошная башня, имеющая форму пирамиды с квадратным основанием, и со ступенями на каждой стороне и со скошенными гранями. Ступени были очень узкими и тесными, так что было страшно взбираться по ним. Было тридцать-сорок ступеней на каждой лестнице, всё сделанные из камня

Поблизости от храма или башни, на одной из сторон, стояла толстая стена полутора метров высотой и двух шириной, увенчанная другой, трёх метров высотой и двух толщиной. В ней было много отверстий, через которые пропускались верёвки, чтобы привязывать жертв перед принесением их в жертву, так, что они смотрели в лицо богу. Эта башня доминировала над всеми двориками, где собирались люди и могли видеть лик Тохиля».

На другой стороне храма было поле для игры в мяч, которое Хименес описывает как большой бассейн с высокими стенами из камня, увенчанные орнаментом и пирамидами. Они были очень широкими и могли вместить много людей, наблюдающих за матчем. Игры были развлечением правителей и знати. Все эти здания на противоположной стороне от домов были окружены каменной стеной для защиты от нападений врагов.

Ещё один исследователь описывает большой камень, «четвёртую ступень», 2.5 на 1.5 метра величиной. На котором располагали жертву перед тем, как вскрыть грудную клетку обсидиановым ножом и вынуть бьющееся сердце, чтобы предоставить его богам.

[34] Дон Франциско Маррокин, первый Епископ Гватемалы, прибывший в страну в 1530 и правящий до своей смерти в 1563. Он благословил древнюю столицу Киче, дав ей имя Санта Крус де Киче в 1539 году. Вскоре город был покинут, так как поселения перенесли в долину поблизости, где он и существует до сих пор, являясь столицей департамента Киче.

[35] Король, Советник Короля (наследник власти), Жрец Тохиля, Жрец Гукумаца, «Великий избранный из Кавека» - они выбирались из каждого клана, Казначей, Сборщик податей, Мажордом.