• 1
Оглавление
Пополь-Вух: Вступление
Сотворение Мира
Создание Первых Людей
Уничтожение Первых Людей
Вукуб Какиш
Планы о свержении Вукуба Какиша
Смерть Вукуба Какиша
Дела Сипакны
Поражение Сипакны
Поражение Кабракана
Книга Вторая - приключения Хун-Ахпу и Шбаланке
Поражение Отцов в Шибальбе
Зачинание Близнецов
Прибытие Шкик
Рождение Близнецов
Взросление
Игра Братьев в Мяч
Нисхождение в Шибальбу
Испытания
Дальнейшие испытания
Реванш Близнецов
Смерть Братьев
Возрождение и Победа
Возвращение Домой
Книга Третья - Создание людей
Первые Люди
Рождение Народов
Появление Богов
Появление Огня
Скитания
Имена Племён
Дальнейшие скитания
Появление Солнца, Луны, Звёзд
Установление Богов
Книга Четвертая - Эпос народа Киче
Противостояние с Вукамак
Борьба
Победа над племенами
Смерть Праотцов
Путешествие на Восток
Город Исмачи
Великие Дома
Правители-Нагвали
Становление Знати
Великое здание Тохиля
Имена правителей Киче

Метки

духовные традиции календарь тональ конец света проблемы коренных народов избавление от вредных привычек медитация прыжок в другое я психология Пополь Вух майя сотворение мира защита природы внутренний критик выжившие тольтеки личностный рост Карлос Кастанеда тенсёгрити самостоятельно индейская церемония темный ритрит индейский ритуал священное место Вирикута мастерская мужчина и женщина индейское знание традиция тольтеков Мексика сказки о силе древние знания темаскаль не-делание духовное путешествие шаги к свободе тренинг-погружение система длинного счета Майя самозакапывание духовный поиск встреча с неизвестностью онлайн-тренинг Сергей Рословец шаманизм цивилизация Майя впечатления участника перепросмотр коучинг древние мифы нагваль дон Хуан путешествия индейцы саморазвитие моделирование будущего заочная программа обучения внутренний ребёнок совершенствование личности силы природы фиктивные тренинги поиск видения заочный тренинг кинам сновидение шаман анти-анропология консультирование Виктор Санчес традиции мексики ацтеки остановка внутреннего диалога похороны воина дуальность сталкинг уверенность в себе 2012 сохранение энергии пейот тренинг мезоамерика защита культуры права коренных народов изменение своей судьбы духовные практики семинар инициация личная сила инлакеш смысл жизни святая земля древние цивилизации осознание своих ограничений кетцалькоатль тольтек индейцы Мексики мастер-класс внутренняя сила индейская баня практическое обучение

Основание столицы

"Чи-Исмачи[25] - имя места их города, где они впоследствии поселились и где они обосновались. Там при четвертом поколении правителей они увеличили свою мощь и мололи свою известь и белую землю[26].

Правили Коначе, Белехеб-Кех и Галель-ахау[27]. Тогда владычествовали повелитель Котуха и Истайуль[28], так звались они; это они были ах-попом и ах-попом-камха, справившими там, в Исмачи. Это был прекрасный город, который они там построили.

В Исмачи имелось только три великих дома. Тогда еще не было двадцати четырех великих домов; только три великих дома (имелось) у них: только великий дом Кавека, только великий дом во главе Нихаиба и, наконец, лишь великий дом Ахау-Киче. Только лишь двое (из этих родов) имели великие (дома), [украшенные изображениями змей][29]; две ветви родов.

И жили они там, в Исмачи, с одной только мыслью, без раздоров или недоверия; мирным было правление, они не имели ни ссор, ни раздоров, в сердцах их были только мир и счастье. Они не были ни завистливы, ни подозрительны в своих поступках. Могущество их было еще ограниченным; они не думали ни о своем возвеличении, ни о расширении (своих владений). Когда они попытались сделать это, то они прикрепили в Исмачи щит, но только чтобы дать малый знак своего владычества, как малый символ своего могущества и символ своего величия. Видя это, люди илока начали войну; они хотели прийти и убить правителя Котуха, желая иметь вождя только из своего собственного (племени). А относительно владыки Истайуля - они хотели наказать его, чтобы он был наказан и убит людьми илока. Но их злые намерения протиив правителя Котуха не имели успеха, потому что он напал на них прежде, чем люди илока были в состоянии убить его.

Таково тогда было начало восстания и разногласий войны. Сначала они атаковали город, и пришли убивать. Они хотели уничтожить народ киче, они хотели править одни, в этом было их намерение. Но они пришли только для того, чтобы умереть, они были схвачены и попали в плен, и было мало среди них, кто спасся бегством.

Немедленно после этого начались жертвоприношения; люди илока были принесены в жертву перед богом. Таково было наказание за их грехи по приказанию правителя Котуха. Многие из них попали также в рабство и зависимость, были сделаны рабами. Они пришли только для того, чтобы отдаться побежденными, потому что они подняли предательскую войну против владык и против города ущелий[30]. Разрушить (город) и уничтожить народ киче и их повелителя - вот чего они желали в своих сердцах, - но не удалось им осуществить этот (замысел).

Таким образом начались человеческие жертвоприношения перед богами, когда разразилась война щитов. (Эта война) была причиной того, что они начали (строить) укрепления вокруг города Исмачи.

С этой поры началось и зародилось их могущество, потому что владения повелителя киче были действительно большими. (Правители) были во всех отношениях изумительными повелителями; не было никого, кто мог бы властвовать над ними; не было никого, кто смог бы унизить их. И в то же самое время они были строителями величия царства, которое они основали там, в Исмачи.

Там увеличился почтительный страх перед богом, они были воодушевлены благоговением, а все племена, большие племена и племена малые, были исполнены страха, потому что они видели прибытие пленных, которых приносили в жертву и убивали из-за мощи и величия повелителя Котуха, повелителя Истайуля и людей Нихаиба и Ахау-Киче.

Имелось только три ветви родов (киче) там, в Исмачи, как назывался этот город. Там же они начали устраивать пиры и неистовства из-за своих дочерей, когда (женихи) приходили просить их в брак[31]. Там собирались эти три великих дома, как они себя называли, там они пили свои напитки и там они пожирали свои кукурузные лепешки, которые были ценой их сестер, ценой их дочерей, и сердца их были исполнены радости, когда они делали это. И они ели и пили из разрисованных тыквенных сосудов[32] в своих больших домах.

- Таким образом мы показываем нашу благодарность, и этим мы открываем дорогу нашему потомству и нашим преемникам, это знак нашего согласия на то, чтобы они стали мужьями и женами, - говорили они.

Там же они уговаривались и там они получили свои имена; (там) они разделились на роды, на семь главных родов, и на части города.

- Давайте объединимся - мы, люди Кавека, мы, люди Нихаиба, и мы, люди Ахау-Киче, - сказали три рода и три великих дома.

И долгое время находились они там, в Исмачи, пока не нашли и не увидели другой город и не оставили тогда город Исмачи."


[25] «В зубцах (пиках)». Место недалеко от Утатлана – последней столицы Киче, где они и встретились с испанцами.

[26] Здания изготавливались из известковых камней и покрывались известковой штукатуркой.

[27] Балам-Коначе был третьим правителем Киче, согласно последней главе книги. Он правил с Белехеб-Кех, правителем четвёртого поколения дома Нихаиб, и с Ахау-Галелем, первым из знати дома Нихаиб. Балам-Коначе был сыном Кокавиба, зачатым жженой его брата. См. примечание выше.

[28] Сын Балам-Коначе.

[29] Разночтения в переводе. По другой версии – «великие дома».

[30] «Город ущелий» - стандартное название города среди индейских племён, так как города, как правило, строились на возвышенностях, окружённые ущельями, для лучшей защиты.

[31] Gumarcaah - Дословно «когда они приносили их дрова». Это был обычай сватовства, когда жених приносил связку дров к дому невесты, когда просил её руки.

[32] Которые и по сей день делают в Рабинале, называя их och.