• 1
Оглавление
Пополь-Вух: Вступление
Сотворение Мира
Создание Первых Людей
Уничтожение Первых Людей
Вукуб Какиш
Планы о свержении Вукуба Какиша
Смерть Вукуба Какиша
Дела Сипакны
Поражение Сипакны
Поражение Кабракана
Книга Вторая - приключения Хун-Ахпу и Шбаланке
Поражение Отцов в Шибальбе
Зачинание Близнецов
Прибытие Шкик
Рождение Близнецов
Взросление
Игра Братьев в Мяч
Нисхождение в Шибальбу
Испытания
Дальнейшие испытания
Реванш Близнецов
Смерть Братьев
Возрождение и Победа
Возвращение Домой
Книга Третья - Создание людей
Первые Люди
Рождение Народов
Появление Богов
Появление Огня
Скитания
Имена Племён
Дальнейшие скитания
Появление Солнца, Луны, Звёзд
Установление Богов
Книга Четвертая - Эпос народа Киче
Противостояние с Вукамак
Борьба
Победа над племенами
Смерть Праотцов
Путешествие на Восток
Город Исмачи
Великие Дома
Правители-Нагвали
Становление Знати
Великое здание Тохиля
Имена правителей Киче

Метки

не-делание мезоамерика прыжок в другое я дон Хуан семинар индейцы календарь тренинг-погружение фиктивные тренинги сновидение заочный тренинг выжившие тольтеки инлакеш внутренняя сила конец света онлайн-тренинг нагваль майя уверенность в себе тональ сотворение мира древние мифы анти-анропология силы природы система длинного счета Майя моделирование будущего темный ритрит Виктор Санчес цивилизация Майя традиция тольтеков впечатления участника индейское знание тренинг священное место проблемы коренных народов пейот Вирикута тольтек медитация совершенствование личности темаскаль древние цивилизации поиск видения права коренных народов шаманизм изменение своей судьбы сохранение энергии защита культуры ацтеки похороны воина шаман кинам практическое обучение индейцы Мексики самостоятельно духовный поиск кетцалькоатль мужчина и женщина Пополь Вух индейская баня заочная программа обучения Карлос Кастанеда внутренний ребёнок осознание своих ограничений Сергей Рословец личностный рост тенсёгрити встреча с неизвестностью индейская церемония индейский ритуал духовные традиции дуальность духовное путешествие сказки о силе защита природы сталкинг шаги к свободе путешествия святая земля традиции мексики избавление от вредных привычек мастерская смысл жизни саморазвитие психология Мексика консультирование перепросмотр самозакапывание личная сила древние знания 2012 коучинг мастер-класс духовные практики остановка внутреннего диалога внутренний критик инициация

Как были зачаты герои

"Вот рассказ о девушке, дочери владыки по имени Кучумакик.

До этой девушки, дочери владыки, также дошел рассказ об этом. Имя отца было Кучумакик, а имя девушки - Шкик[27]. Когда она услышала рассказ о плодах на дереве, который постоянно рассказывал ее отец, она, слушая это, была очень изумлена.

"Почему я не могу пойти посмотреть на это дерево, о котором они столько говорят, - воскликнула девушка. - Я уверена, что плоды, разговоры о которых я (постоянно) слышу, должны быть очень вкусными".

И вот, (девушка) пошла совершенно одна и приблизилась к подножью дерева, росшего в Пукбаль-Чах.

- Ах, - воскликнула она, - что это за плоды, растущие на этом дереве? Разве не удивительно видеть, как оно покрыто плодами? Разве не вкусны эти плоды? Неужели я умру, неужели я погибну, если сорву один-единственный из этих плодов? - сказала девушка.

Тогда череп, находившийся среди ветвей дерева, заговорил и сказал:

- Что ты хочешь от (дерева)? Эти круглые предметы, покрывающие ветви дерева, всего лишь черепа. - Так говорила голова Хун-Хун-Ахпу, обращаясь к девушке. - Ты, может быть, хочешь их? - добавила она.

- Да, я хочу их! - ответила девушка.

- Хорошо, - сказал череп. - Протяни ладонь своей правой руки сюда! [Посмотрим!]

- Пусть будет! - сказала девушка, выдвигая свою руку и протягивая ее прямо к черепу.

В этот момент череп выронил несколько капель слюны прямо в девичью ладонь. Она быстро и внимательно посмотрела на свою руку, но слюны, упавшей из черепа, на ее ладони уже не было.

- В моей слюне и влаге я дал тебе потомство, - сказал голос из дерева. - Теперь моя голова не нужна больше ни для чего; она только лишь череп без плоти. Таковы и головы великих владык, ибо только плоть есть то, что дает им приятный вид. И когда они умирают, люди пугаются при виде их костей. Такова же природа их сыновей, которая подобна влаге и слюне; их жизненная сущность, будь то сын владыки, сын мудреца или оратора[28]. Они не теряют своей сущности, когда отходят, но завещают ее. Образ владыки, почтенного мудреца или оратора не должен исчезнуть или быть искоренен; он остается в тех дочерях и сыновьях, которых он порождает. Так должно быть! То же самое я сделал с тобой. Поднимись же на поверхность земли; ты не умрешь. Верь словам моим. Да будет это так! - сказала голова Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу[29].

И все то, что они сделали вместе, было воистину совершено по повелению Хуракана, Чипи-Какулха и Раша-Какулха.

После этого девушка возвратилась прямо домой, и много забот легло на нее. Она немедленно зачала сыновей в своем теле силою только слюны. Вот каким образом были порождены Хун-Ахпу и Шбаланке.

Итак, девушка возвратилась домой, и после того, как прошло шесть месяцев, ее отец, именовавшийся Кучумакик, заметил ее положение. И тогда девушка вспомнила (слова, сказанные ей головой Хун-Хун-Ахпу), потому что даже ее отец увидел, что она ожидает потомства[30].

И тогда все владыки и Хун-Каме и Вукуб-Каме собрались на совет с Кучумакиком.

- Моя дочь действительно ждет ребенка[31], владыки, она беременна из-за чистого распутства[32], - воскликнул Кучумакик, когда он появился перед владыками.

- Хорошо, - сказали они, - вырви признание из ее рта, и если она откажется говорить, накажи ее. Пусть она будет уведена далеко отсюда и принесена в жертву.

- Хорошо, почтенные владыки, - ответил он.

И тогда спросил Кучумакик у своей дочери:

- От кого эти дети, которых ты носишь в чреве, дочь моя?

А она ответила:

- У меня нет ребенка, почтенный отец мой, потому что я не знала еще лица мужчины.

- Хорошо, - сказал он, - так ты, значит, действительно блудница. Возьмите ее и принесите ее в жертву, почтенные мужи, принесите мне ее сердце в тыквенной чаше; в этот же день оно должно трепетать в руках владык, - приказал он совам.

Четыре посланца взяли тыкву и отправились в путь, неся юную девушку на своих плечах. Они взяли с собой также и сверкающий каменный нож, предназначенный для ее заклания.

И она сказала им:

- Нет, не может быть, чтобы вы убили меня, о вестники, ведь то, что я ношу в чреве своем, - это не от бесчестия, а оно зародилось, когда я пошла подивиться на голову Хун-Хун-Ахпу, ту, что в Пукбаль-Чах. Вот поэтому вы не должны приносить меня в жертву, о вестники! - сказала девушка, обращаясь к ним.

- А что мы положим вместо твоего сердца? Так приказал нам твой отец: "Принесите ее сердце; владыки будут вертеть его так и сяк; им будет любопытно (смотреть) на него; они будут смотреть все вместе, как оно будет гореть. Итак, принесите ее сердце в чаше возможно быстрее, ее сердце, лежащее на дне чаши". Может быть, он не говорил так нам? Но что положим мы тогда в тыквенную чашу? Мы тоже хотим, чтобы ты не умерла, - сказали посланцы.

- Хорошо, но мое сердце не принадлежит им. Ни дом ваш не должен находиться здесь, ни вы не должны быть принуждаемы ими силой, чтобы убивать людей. Наступит время, воистину, когда действительные распутники будут в ваших руках, а в моих руках Хун-Каме и Вукуб-Каме. Им должна принадлежать только кровь и только череп; вот что будет отдано им. Никогда мое сердце не будет сожжено перед ними[33]. Да будет так! Соберите то, что даст вам это дерево, - сказала девушка.

Красный сок, хлынувший из дерева, полился в чашу; и тотчас же он загустел и из него образовался комок; он блестел и имел форму сердца. Дерево дало сок, подобный крови, имевший вид настоящей крови. Тогда кровь, или лучше сказать кровь красного дерева, сгустилась и образовала очень широкий блестящий слой внутри чаши, подобный свернувшейся крови. Так это дерево стало прославленным из-за девушки; оно называлось раньше "красное дерево кошенили[34]", но (с той поры) оно получило имя "дерево крови", потому что сок его называется кровью.

- Вы будете теперь очень любимы, и все, что есть на земле, будет принадлежать вам, - сказала девушка совам.

- Хорошо, девушка. Итак, мы сейчас исполним приказанное (нам, а затем) укажем тебе дорогу туда, наверх, ты же продолжай свой путь как можно быстрей. Мы же пойдем и предъявим это изображение, эту замену вместо твоего сердца, владыкам, - сказали вестники.

Когда они появились перед владыками, все ожидали их с нетерпением.

- Кончили ли вы? - спросил Хун-Каме.

- Все кончено, владыки мои. Вот здесь на дне чаши находится ее сердце.

- Хорошо! Давайте посмотрим! - воскликнул Хун-Каме. И схватив его кончиками своих пальцев, он поднял сердце; оболочка разорвалась, и заструилась блестящая кровь, ярко-красного цвета.

- Разожгите огонь и положите его на уголья, - приказал Хун-Каме. Как только они бросили его на огонь, обитатели Шибальбы начали принюхиваться и пододвинулись ближе к нему. Им очень нравилось благоухание, исходившее от сердца.

А в то время, пока они сидели и пристально смотрели на (огонь), совы скрылись и показали девушке путь, и она радовалась, что поднимается из подземных глубин на поверхность земли. Совы же, указав ей путь, возвратились назад.

Так владыки Шибальбы были побеждены девушкой, они все были поражены слепотой".


[27] Cichumaquic – собранная кровь. Xquic – малая кровь, кровь женщины.

[28] Naol, Ahuachan – «оратор», официальный титул при дворе, называемый также Lolmay, Atzihuinac, Galel, Ahuchan. Это были агенты, казначеи, «бухгалтеры». Naohahuchanтот, кто знает, мастер высказываний.

[29] Голова была одна – Хун-Хун-Ахпу. Эта история напоминает историю рождения Уицилопоштли, бога войны Астеков, который был зачат маленьким шаром из перьев, упавшим с неба на его мать Коатликуе, и который она прижала к груди, «от чего и забеременела», согласно Саагуну.

[30] Дословно – когда он увидел сына.

[31] Дословно – она с ребёнком.

[32] Дословно – она не более чем проститутка.

[33] Хотя это и не упоминается ранее. Шкик знает, что правители хотят сжечь её сердце. Это был древний обычай Майя. Отец Ланда упоминает, что в месяц Мак «они кидают сердца птиц в огонь, чтобы сжечь их, и если у них нет крупных животных, таких как ягуары, пумы или аллигаторы, они делают сердца из копаля – смолы, а если они убивают животных, то кидают их сердца в огонь»

[34] ChuhCakché – дерево, в Мексике называемое ezquahuitl – «дерево крови». Тропическое дерево, сок которого по цвету и консистенции похож на кровь. Другое название – драконье дерево, кровь дракона. Крупное дерево с белёсыми листьями и стволом. Особенно распространено в Чиапасе (Мексика) и Верапас (Гватемала).