• 1
Оглавление
Пополь-Вух: Вступление
Сотворение Мира
Создание Первых Людей
Уничтожение Первых Людей
Вукуб Какиш
Планы о свержении Вукуба Какиша
Смерть Вукуба Какиша
Дела Сипакны
Поражение Сипакны
Поражение Кабракана
Книга Вторая - приключения Хун-Ахпу и Шбаланке
Поражение Отцов в Шибальбе
Зачинание Близнецов
Прибытие Шкик
Рождение Близнецов
Взросление
Игра Братьев в Мяч
Нисхождение в Шибальбу
Испытания
Дальнейшие испытания
Реванш Близнецов
Смерть Братьев
Возрождение и Победа
Возвращение Домой
Книга Третья - Создание людей
Первые Люди
Рождение Народов
Появление Богов
Появление Огня
Скитания
Имена Племён
Дальнейшие скитания
Появление Солнца, Луны, Звёзд
Установление Богов
Книга Четвертая - Эпос народа Киче
Противостояние с Вукамак
Борьба
Победа над племенами
Смерть Праотцов
Путешествие на Восток
Город Исмачи
Великие Дома
Правители-Нагвали
Становление Знати
Великое здание Тохиля
Имена правителей Киче

Метки

выжившие тольтеки шаги к свободе индейская церемония сновидение смысл жизни кетцалькоатль мезоамерика тольтек инициация похороны воина психология самозакапывание индейцы права коренных народов сказки о силе Карлос Кастанеда избавление от вредных привычек мужчина и женщина темный ритрит фиктивные тренинги духовные практики проблемы коренных народов личностный рост Пополь Вух дуальность шаманизм поиск видения защита культуры индейцы Мексики мастер-класс сталкинг заочный тренинг древние знания консультирование остановка внутреннего диалога онлайн-тренинг Сергей Рословец майя духовный поиск Вирикута сохранение энергии Виктор Санчес шаман индейский ритуал Мексика защита природы традиции мексики система длинного счета Майя встреча с неизвестностью внутренняя сила путешествия медитация моделирование будущего традиция тольтеков цивилизация Майя ацтеки темаскаль уверенность в себе не-делание самостоятельно нагваль анти-анропология духовные традиции коучинг личная сила пейот конец света мастерская внутренний критик дон Хуан саморазвитие практическое обучение священное место 2012 перепросмотр древние цивилизации изменение своей судьбы индейское знание духовное путешествие внутренний ребёнок святая земля индейская баня семинар впечатления участника заочная программа обучения силы природы тональ совершенствование личности тренинг-погружение тенсёгрити сотворение мира древние мифы календарь прыжок в другое я осознание своих ограничений кинам инлакеш тренинг

Уход Отцов Основателей

"И когда у них появилось предчувствие своей смерти, своего ухода, они поучали своих детей. Они вовсе не были больны, они не испытывали ни страдания, ни предсмертных мук, когда давали свои наставления своим детям.

Вот имена их сыновей: Балам-Кице имел двух сыновей, Кокаиб было имя первого и Кокавиб было имя второго сына Балама-Кице, предка и праотца людей Кавека.

А вот имена двух (сыновей), которых породил Балам-Акаб, здесь их имена: Коакуль звался первый из его сыновей, и Коакутек было имя второго сына Балама-Акаба, прародителя людей Нихаиба[12].

Махукутах же имел только одного сына, который назывался Коахау.

Эти три имели сыновей, но Ики-Балам не имел детей. Они в действительности были владыками страха перед богом и устроителями жертвоприношений, и таковы были имена их сыновей.

И вот как они попрощались (со своими сыновьями). Эти четыре сошлись вместе и начали петь, чувствуя горечь в своих сердцах. И их сердца плакали, Когда они пели "Камаку"[13], как называется та песнь, которую они пели, прощаясь со своими сыновьями.

- О наши сыны! Мы уходим отсюда, мы уходим далеко, здравое поучение и мудрый последний совет оставляем мы вам. И вы, кто пришел с нами из нашей далекой страны, о супруги наши! - говорили они своим женам и прощались с каждой. - Мы отправляемся назад к нашему народу, уже находится на месте Владыка оленей[14], он виден там, в небе. Мы начинаем наше возвращение, мы выполнили свою задачу, кончаются наши дни. Думайте же о нас, не стирайте нас из своей памяти и не забывайте нас! Вы увидите еще свои дома и свои горы. Поселитесь там. Да будет так! Идите своим путем; вы увидите снова ту страну, откуда мы пришли!

Вот какие слова говорили они, когда прощались. И тогда Балам-Кице оставил символ своего существа: "Вот воспоминание обо мне, которое оставляю я здесь для вас. Это будет вашей мощью. Я прощаюсь, исполненный печали", - добавил он. И он оставил, как символ своего существа, "Писом-Гакаль[15]", как он был назван. Нельзя было различить, что он представляет собой, потому что он был полностью закутан и не мог быть раскрыт. У него не было видно швов, потому что никто не видел, как они закутывали этот (символ).

Вот так они прощались и немедленно после этого исчезли там, на вершине горы Хакавиц.

Они не были похоронены их женами или их детьми, потому что не было видно, когда они исчезли. Было ясно видно лишь их прощание, и поэтому ["Писом"] свёрток был очень дорог (их сыновьям). Это было напоминание об их отцах, и они тотчас же зажгли курения перед этим напоминанием об их отцах.

И тогда владыки, последовавшие за Баламом-Кице, породили новые (поколения) людей, после того как он положил начало, как предок и праотец людей Кавека. И никогда его не забывали его сыновья, те, кто звались Кокаиб и Кокавиб.

Вот как умерли четверо, наши первые предки и праотцы; вот как они исчезли, оставив своих детей на горе Хакавиц, там, на вершине, где они находились.

Племена были уже подчинены, и их величие кончилось. Никто из них не имел уже более могущества, и все они уже привыкли служить каждый день.

Те же (владыки киче) помнили почтительно своих отцов, и велика для них была слава ["Писома"] свёртка. Никогда они не могли раскутать его, он всегда был плотно закутан и всегда оставался с ними. "Узел величия" - называли они его, когда они восхваляли и именовали то, что их отцы оставили для их благоденствия, как действительный символ своего существа.

Таково было исчезновение и конец Балама-Кице, Балама-Акаба, Махукутаха и Ики-Балама. Они были первыми людьми, пришедшими туда с другой стороны моря, где поднимается солнце. Они пробыли здесь долгое время; когда они умерли, они были уже очень старыми, владыки страха перед богом и устроители жертвоприношений, как они назывались".


[12] Текст называет две ветви народа Киче: Qaviquibи Nihaibab, что является множественным числом от Cavecи Nihaib. Третья ветвь, Ahau Quiché, ведёт начало от Махукутаха.

[13] Camucú

[14] CAhaualQueh. Среди Майя, так же как и среди Киче, Правитель, или владелец, Оленей (самцов) – это символ исчезновения и прощания. На Юкатане Правителя-Оленя называют Yumilceh. Он был духом-проводником Майя, когда они прибыли в Xocné-Ceh, согласно книге Чилан-Балам.

[15]В некоторых некорректных русскоязычных переводах - Писом Какаль. На самом деле, всё же – Pizom-Gacal. Свёрток, символ могущества и правления, таинственный пакет, который служители храма хранили, как символ легитимности власти и авторитета. Другой манускрипт говорит больше об этом Свёртке Могущества. Этот документ (TitulodelosSeñoresdeTotonicapán) говорит, что когда Киче покинули Тулан-Сиван под командованием Балам-Кице, «великий отец Накшит (Nacxit) дал им дар, называемый Гирон-Гагал» Giron-Gagal. Гирон, или quirón, производное от слова quirа – «развязывать», «раскрывать», «хранить». Дальше этот документ говорит, что именно в Хакавиц-Чипаль этот свёрток, который дал им старый Накшит, был впервые раскрыт после их странствий с Востока. Это был дар «который они боялись и уважали». Этот дар был камнем, «камнем Накшита, который они использовали в своих церемониях». Возможно, это был тот же камень из сланца или обсидиана, который они называли ChayAbah, упоминаемый в другом кодексе, MemorialdeSololá, как символ Божественности, которому Какчикели поклонялись с древних времён. Торкемада писал в своих мемуарах, что Мексиканские Индейцы использовали свёрток, называемый Haquimilolli, сделанный из накидок мёртвых богов, в который они заворачивали жезлы с зелёными камнями (жадеит?) и шкурами змей и ягуаров, и этот свёрток почитался ими как главное божество. В Titulo говорится, что когда Балам-Кице умирал, он наставлял своих детей: «Храните этот ценный дар, что дал нам отец Накшит, он будет полезен нам, поскольку мы не нашли ещё места, где бы мы поселились. Родите сыновей, достойных носить титулы Ahpop, AhpopCamhá, Galel, Ahtzivinak. Наполните сыновей огнём и благородством, которое дал нам наш отец Накшит».

В современной Гватемале, среди народов Киче, Мам, Какчикелей, духовные лидеры, или Ах Кин (Aj Kin, Aj Kij) обозначают этим же термином сумку со свёртком, в котором хранят семена Цитэ, камни и кристаллы, и другие предметы силы.