• 1
Оглавление
Пополь-Вух: Вступление
Сотворение Мира
Создание Первых Людей
Уничтожение Первых Людей
Вукуб Какиш
Планы о свержении Вукуба Какиша
Смерть Вукуба Какиша
Дела Сипакны
Поражение Сипакны
Поражение Кабракана
Книга Вторая - приключения Хун-Ахпу и Шбаланке
Поражение Отцов в Шибальбе
Зачинание Близнецов
Прибытие Шкик
Рождение Близнецов
Взросление
Игра Братьев в Мяч
Нисхождение в Шибальбу
Испытания
Дальнейшие испытания
Реванш Близнецов
Смерть Братьев
Возрождение и Победа
Возвращение Домой
Книга Третья - Создание людей
Первые Люди
Рождение Народов
Появление Богов
Появление Огня
Скитания
Имена Племён
Дальнейшие скитания
Появление Солнца, Луны, Звёзд
Установление Богов
Книга Четвертая - Эпос народа Киче
Противостояние с Вукамак
Борьба
Победа над племенами
Смерть Праотцов
Путешествие на Восток
Город Исмачи
Великие Дома
Правители-Нагвали
Становление Знати
Великое здание Тохиля
Имена правителей Киче

Метки

права коренных народов индейское знание сновидение кинам осознание своих ограничений духовное путешествие древние цивилизации священное место индейцы Мексики майя конец света Вирикута избавление от вредных привычек внутренний критик внутренняя сила путешествия древние мифы мезоамерика пейот самостоятельно цивилизация Майя личная сила впечатления участника древние знания дон Хуан фиктивные тренинги инлакеш Виктор Санчес индейская баня индейский ритуал традиции мексики психология уверенность в себе шаманизм перепросмотр остановка внутреннего диалога прыжок в другое я проблемы коренных народов мастер-класс сказки о силе практическое обучение система длинного счета Майя коучинг святая земля моделирование будущего тренинг-погружение 2012 заочный тренинг защита природы ацтеки выжившие тольтеки медитация кетцалькоатль духовный поиск сохранение энергии силы природы тренинг самозакапывание Мексика сотворение мира анти-анропология тольтек Карлос Кастанеда инициация поиск видения внутренний ребёнок мастерская защита культуры темаскаль совершенствование личности мужчина и женщина индейская церемония сталкинг заочная программа обучения шаман духовные практики встреча с неизвестностью семинар смысл жизни нагваль темный ритрит Пополь Вух консультирование тенсёгрити похороны воина тональ Сергей Рословец изменение своей судьбы календарь индейцы дуальность духовные традиции шаги к свободе не-делание онлайн-тренинг традиция тольтеков личностный рост саморазвитие

Жилище бога

"Теперь мы расскажем о жилище бога. Этому жилищу было дано то же самое имя, что и богу. "Великое здание Тохиля" было именем храма Тохиля, принадлежавшего людям Кавека, в котором жил Тохиль. "Авилиш" было имя храма Авилиша, принадлежавшего людям Нихаиба, в котором жил Авилиш, и "Хакавицэ было имя храма бога людей Ахау-Киче[55].

"Цутуха", (здание) которое можно было увидеть в Кахбаха, было именем (другого) большого здания, в котором находился камень, почитавшийся всеми владыками киче; он почитался также и всеми (завоеванными) племенами[56].

Люди приносили сперва свои жертвоприношения Тохилю, а затем шли отдать почести ах-попу и ах-попу-камха. Тогда они отправлялись принести свои драгоценные перья и свою дань перед повелителем. А повелителями, о которых они заботились и за которыми они ухаживали, были ах-поп и ах-поп-камха, основавшие их поселения.

Великими владыками и чудодейственными людьми были изумительные повелители Кукумац и Котуха, а также изумительные повелители Кикаб и Кависимах. Они знали, будет ли война, и все было ясно перед их взорами; они видели, будет ли смерть или голод, будут ли какие-нибудь споры. Они поистине хорошо знали, где можно все это было увидеть, где была книга всего, которую они называли "Пополь-Вух".

Но не этим только, не таким только образом было велико положение владык; великое значение имели также и их посты[57]. И это совершалось в признание того, что они были созданы, в признание того, что им были даны их дворцы и царствование. Они постились долгое время и совершали жертвоприношения пред лицом своего божества.

Вот как они постились: постилось девять человек, а девять других совершали жертвоприношения и сжигали благовония. Тринадцать человек еще постились, а еще другие тринадцать совершали приношения и сжигали благовония перед лицом Тохиля. И пока они находились пред своим богом, они питались только фруктами, только плодами тулуль, ахаче и кином[58]. И они не могли съесть ни одной кукурузной лепешки. Поистине, будь то семнадцать человек, совершавших жертвоприношения, или десять, которые постились, они не ели. Они выполняли свои великие предписания и этим показывали свое положение как владык.

И не имели они женщин, с которыми могли бы спать, нет, они оставались одни и были воздержанными; они постились. Они находились в доме бога, где они день за днем молились, возжигали благовония и совершали жертвоприношения. Так они оставались с сумерек до зари, печалясь в своем сердце и в своей груди, прося счастья и жизни для их сыновей и данников, для их царства и поднимая свои лица к небу.

Вот их моления к их богу, когда они молились, вот что было мольбою их сердец:

- О ты, красота дня! Ты, Хуракан, ты, Сердце неба и земли! Ты, податель изобилия и богатств, податель дочерей и сынов! Обрати к нам свое могущество, излей на (нас) свое изобилие и свои богатства. Дай жизнь и рост моим сыновьям и данникам, да умножатся и возрастут в численности те, кто должен поддерживать и кормить тебя, те, кто призывает тебя на дорогах, в полях, на берегах рек, в ущельях, под деревьями, под лианами!

- Дай им дочерей и сынов! Да не встретятся они ни с бесчестием, ни с несчастьем, ни с глупостью, ни с обманом. Да, не появится чудовище ни впереди, ни позади их. Да не будут они грешить, да не будут они ранены, да не будут они ни прелюбодеями, ни осужденными правосудием! Да не падают они ни на поднимающейся, ни на спускающейся вниз дороге! Да не будет кровавых ударов ни позади их, ни впереди их, ничего, что может повредить им! Дай им хорошие дороги, прекрасные, ровные дороги! Да не будет у них ни несчастья, ни позора по причине твоей [слюны] ошибки, по причине твоего волшебства!

- Дай хорошую жизнь и деяния тем, кто должен давать тебе пропитание и помещать пищу в твой рот, перед твоим лицом, тебе, Сердце небес, Сердце земли, тебе, "Писом-Гакаль[59]"! И ты, Тохиль, ты, Авилиш, ты, Хакавиц, свод неба, поверхность земли, четыре угла, четыре основные точки[60]. Да будет только мир и спокойствие и твоем (жилище), в твоем присутствии, о ты, бог! [61]

Так (молились) владыки, в то время как внутри постились девять человек, тринадцать человек и семнадцать человек. Они постились в продолжении дней, и их сердца печалились о их сыновьях и данниках, о всех их женах и их детях, когда каждый из владык совершал свое жертвоприношение.

Это было ценой за счастливую жизнь, ценой за могущество, ценой за власть ах-попа, ах-попа-камха, калеля и ах-цик-винака. Пара за парой они правили, каждые двое следуя за другими, чтобы нести бремя (управления покоренными) племенами, а также всем народом киче.

Одно лишь было начало преданий их, (одно лишь) начало обычая поддерживать и питать (богов) и одно лишь также начало преданий и обычаев людей тама и илока, людей Рабиналя, какчикелей, людей из Цикинаха, людей тухалаха и людей из Учабаха. Имелось всего лишь одно-единственное, что их уши должны были слушать там, в Киче, что все они должны были делать.

Но не только в одном этом было их правление. Не с неохотой доставляли им безвозмездно свои дары те, что поддерживали их и питали; те, кто приготовлял для них их кушания и напитки. С полным правом получали они все это; (с полным правом) получили и схватили они свои владения, свое могущество и свою власть.

И не малой ценой (достигали они) этого: они завоевали поля и поселения; малые племена и большие племена платили большие подати, они приносили драгоценные камни и серебро, они приносили муку и пчелиный мед, браслеты, браслеты из изумрудов и других камней; они приносили головные уборы, сделанные из голубых перьев[62], дань всех поселений. Они появлялись перед чудодейственными повелителями Кукумацем и Котуха и перед Кикабом и Кависимахом, ах-попом, ах-попом-камха, перед калелем и ах-цик-винаком.

Не малое совершили они, и не малочисленны были племена, которых они покорили. Многие ветви племен приходили платить дань киче, полные печали, приходили они, чтобы отдать ее. Но могущество (киче) росло не быстро. Кукумац был тем, кто начал расширение владычества. Вот что было началом могущества и расширения (владычества) народа киче.

А теперь мы поименуем поколения владык и дадим их звания; мы снова поименуем всех владык".


[55] Здания и храмы Киче были разрушены после того, как города были покинуты. Камни и другой строительный материал, взятый с руин Утатлана, были использованы для строительства зданий в Санта Крус, соседнем городе, основанном испанцами. Почти ничего не осталось и от Храма Тохиля.

[56] Tzutuhá – «Благоухающая (распускающаяся) вода» или «Фонтан». Cahbahá – «дом (место) жертвоприношений». Имя этого места очень похоже на современное поселение SanAndreasSaccabahá, находящегося недалеко от Санта Круус Киче. Хроники говорят, что племена Киче находились какое-то время в Цутуха, и позже «был найден там камень, похожий на тот, что Накшит дал им».

[57] Из текста следует, что это были полноценные (сухие) голодовки. Практика, также распространённая и среди индейцев Мексики, но среди них она была менее строгой. Они принимали лёгкую пищу один раз в день, и один раз ночью.

[58] Zapotes, matasanos, jocotes – в настоящее время.

[59] В оригинале Pizom-Gacal– Сверток Могущества. См. прим. 15.

[60] Четыре стороны света.

[61] Епископ Лас Касас также упоминает молитву, которую индейцы Гватемалы говорили во время жертвоприношений, суть которой близка приведённой в этом тексте. Она гласит: «Правитель Бог, помни о нас, кто есть Твои; даруй нам здоровье; дай нам детей и благополучие, так чтобы твои люди умножились и служили тебе; дай нам воды и хорошей погоды, чтобы мы могли поддержать себя и могли жить; слушай наши просьбы, прими наши молитвы, помоги нам против наших врагов, дай нам мир и спокойствие».

[62] Перья птицы raxón (Cotinga) ценились так же высоко, как и изумрудные перья кетцаля. Небесно голубые, они использовались в головных уборах правителей и знати, а также в украшениях богов. Из них также делались связки и гирлянды искусным плетением, либо укреплялись на лёгких деревянных рамах.