Основание столицы
"Чи-Исмачи[25] - имя места их города, где они впоследствии поселились и где они обосновались. Там при четвертом поколении правителей они увеличили свою мощь и мололи свою известь и белую землю[26].
Правили Коначе, Белехеб-Кех и Галель-ахау[27]. Тогда владычествовали повелитель Котуха и Истайуль[28], так звались они; это они были ах-попом и ах-попом-камха, справившими там, в Исмачи. Это был прекрасный город, который они там построили.
В Исмачи имелось только три великих дома. Тогда еще не было двадцати четырех великих домов; только три великих дома (имелось) у них: только великий дом Кавека, только великий дом во главе Нихаиба и, наконец, лишь великий дом Ахау-Киче. Только лишь двое (из этих родов) имели великие (дома), [украшенные изображениями змей][29]; две ветви родов.
И жили они там, в Исмачи, с одной только мыслью, без раздоров или недоверия; мирным было правление, они не имели ни ссор, ни раздоров, в сердцах их были только мир и счастье. Они не были ни завистливы, ни подозрительны в своих поступках. Могущество их было еще ограниченным; они не думали ни о своем возвеличении, ни о расширении (своих владений). Когда они попытались сделать это, то они прикрепили в Исмачи щит, но только чтобы дать малый знак своего владычества, как малый символ своего могущества и символ своего величия. Видя это, люди илока начали войну; они хотели прийти и убить правителя Котуха, желая иметь вождя только из своего собственного (племени). А относительно владыки Истайуля - они хотели наказать его, чтобы он был наказан и убит людьми илока. Но их злые намерения протиив правителя Котуха не имели успеха, потому что он напал на них прежде, чем люди илока были в состоянии убить его.
Таково тогда было начало восстания и разногласий войны. Сначала они атаковали город, и пришли убивать. Они хотели уничтожить народ киче, они хотели править одни, в этом было их намерение. Но они пришли только для того, чтобы умереть, они были схвачены и попали в плен, и было мало среди них, кто спасся бегством.
Немедленно после этого начались жертвоприношения; люди илока были принесены в жертву перед богом. Таково было наказание за их грехи по приказанию правителя Котуха. Многие из них попали также в рабство и зависимость, были сделаны рабами. Они пришли только для того, чтобы отдаться побежденными, потому что они подняли предательскую войну против владык и против города ущелий[30]. Разрушить (город) и уничтожить народ киче и их повелителя - вот чего они желали в своих сердцах, - но не удалось им осуществить этот (замысел).
Таким образом начались человеческие жертвоприношения перед богами, когда разразилась война щитов. (Эта война) была причиной того, что они начали (строить) укрепления вокруг города Исмачи.
С этой поры началось и зародилось их могущество, потому что владения повелителя киче были действительно большими. (Правители) были во всех отношениях изумительными повелителями; не было никого, кто мог бы властвовать над ними; не было никого, кто смог бы унизить их. И в то же самое время они были строителями величия царства, которое они основали там, в Исмачи.
Там увеличился почтительный страх перед богом, они были воодушевлены благоговением, а все племена, большие племена и племена малые, были исполнены страха, потому что они видели прибытие пленных, которых приносили в жертву и убивали из-за мощи и величия повелителя Котуха, повелителя Истайуля и людей Нихаиба и Ахау-Киче.
Имелось только три ветви родов (киче) там, в Исмачи, как назывался этот город. Там же они начали устраивать пиры и неистовства из-за своих дочерей, когда (женихи) приходили просить их в брак[31]. Там собирались эти три великих дома, как они себя называли, там они пили свои напитки и там они пожирали свои кукурузные лепешки, которые были ценой их сестер, ценой их дочерей, и сердца их были исполнены радости, когда они делали это. И они ели и пили из разрисованных тыквенных сосудов[32] в своих больших домах.
- Таким образом мы показываем нашу благодарность, и этим мы открываем дорогу нашему потомству и нашим преемникам, это знак нашего согласия на то, чтобы они стали мужьями и женами, - говорили они.
Там же они уговаривались и там они получили свои имена; (там) они разделились на роды, на семь главных родов, и на части города.
- Давайте объединимся - мы, люди Кавека, мы, люди Нихаиба, и мы, люди Ахау-Киче, - сказали три рода и три великих дома.
И долгое время находились они там, в Исмачи, пока не нашли и не увидели другой город и не оставили тогда город Исмачи."
[25] «В зубцах (пиках)». Место недалеко от Утатлана – последней столицы Киче, где они и встретились с испанцами.
[26] Здания изготавливались из известковых камней и покрывались известковой штукатуркой.
[27] Балам-Коначе был третьим правителем Киче, согласно последней главе книги. Он правил с Белехеб-Кех, правителем четвёртого поколения дома Нихаиб, и с Ахау-Галелем, первым из знати дома Нихаиб. Балам-Коначе был сыном Кокавиба, зачатым жженой его брата. См. примечание выше.
[28] Сын Балам-Коначе.
[29] Разночтения в переводе. По другой версии – «великие дома».
[30] «Город ущелий» - стандартное название города среди индейских племён, так как города, как правило, строились на возвышенностях, окружённые ущельями, для лучшей защиты.
[31] Gumarcaah - Дословно «когда они приносили их дрова». Это был обычай сватовства, когда жених приносил связку дров к дому невесты, когда просил её руки.
[32] Которые и по сей день делают в Рабинале, называя их och.