• 1
Оглавление
Пополь-Вух: Вступление
Сотворение Мира
Создание Первых Людей
Уничтожение Первых Людей
Вукуб Какиш
Планы о свержении Вукуба Какиша
Смерть Вукуба Какиша
Дела Сипакны
Поражение Сипакны
Поражение Кабракана
Книга Вторая - приключения Хун-Ахпу и Шбаланке
Поражение Отцов в Шибальбе
Зачинание Близнецов
Прибытие Шкик
Рождение Близнецов
Взросление
Игра Братьев в Мяч
Нисхождение в Шибальбу
Испытания
Дальнейшие испытания
Реванш Близнецов
Смерть Братьев
Возрождение и Победа
Возвращение Домой
Книга Третья - Создание людей
Первые Люди
Рождение Народов
Появление Богов
Появление Огня
Скитания
Имена Племён
Дальнейшие скитания
Появление Солнца, Луны, Звёзд
Установление Богов
Книга Четвертая - Эпос народа Киче
Противостояние с Вукамак
Борьба
Победа над племенами
Смерть Праотцов
Путешествие на Восток
Город Исмачи
Великие Дома
Правители-Нагвали
Становление Знати
Великое здание Тохиля
Имена правителей Киче

Метки

древние цивилизации календарь путешествия темаскаль дуальность Вирикута внутренний ребёнок традиция тольтеков мастер-класс шаги к свободе священное место права коренных народов пейот кетцалькоатль индейский ритуал моделирование будущего фиктивные тренинги тенсёгрити индейцы Мексики ацтеки практическое обучение цивилизация Майя нагваль консультирование индейская церемония Мексика психология уверенность в себе Виктор Санчес тольтек защита культуры похороны воина внутренний критик личная сила самозакапывание мезоамерика мастерская перепросмотр Пополь Вух самостоятельно дон Хуан духовное путешествие осознание своих ограничений система длинного счета Майя древние мифы саморазвитие Сергей Рословец темный ритрит сохранение энергии внутренняя сила инициация шаман тренинг-погружение индейское знание личностный рост древние знания онлайн-тренинг коучинг майя сталкинг традиции мексики изменение своей судьбы защита природы сказки о силе святая земля Карлос Кастанеда сотворение мира выжившие тольтеки прыжок в другое я заочная программа обучения избавление от вредных привычек тренинг инлакеш сновидение духовные практики не-делание заочный тренинг индейская баня шаманизм проблемы коренных народов смысл жизни конец света духовный поиск 2012 медитация анти-анропология тональ совершенствование личности впечатления участника духовные традиции мужчина и женщина семинар поиск видения индейцы кинам остановка внутреннего диалога силы природы встреча с неизвестностью

Начало Древнего Предания

"Вот начало старинных преданий о тех, кто в этой местности носит имя киче[1]. Здесь мы (все) напишем. Мы начнем с древних историй, с начала и происхождения всего того, что было совершено в городе киче племенами народа киче.

Здесь также мы откроем и сообщим то, что было раньше скрыто; изложим, как это было освещено Создательницей и Творцом, Великой матерью и Великим отцом, как они именуются. Здесь будет рассказано о Хун-Ахпу-Вуч, о Хун-Ахпу-Утиу, о Саки-Нима-Циис, о Тепеу, о Кукумаце, о Сердце озера, о Сердце моря, о Владыке зеленого блюда и Владыке зеленой чаши, как зовутся они. Здесь будет также возвещено и рассказано о Прародительнице и Прародителе, чьи имена - Шпийакок и Шмукане, защитниках и хранителях, дважды почтенной Прародительнице и дважды почтенном Прародителе, как именуются они в сказаниях киче [2]. Там рассказывается все, что они совершили в свете существования, в свете истории.

Мы пишем теперь это уже при законе божием и при христианстве. Мы излагаем это потому, что у нас нет уже более светоча, Пополь-Вух [3], как он именуется, ясного света, пришедшего с другой стороны моря, символа нашей защиты, светоча для ясной жизни. Подлинная книга, написанная много времени тому назад, существует, но зрелище ее скрыто от того, кто ищет и думает. Величественными было ее появление и повествование в ней о том, как совершилось возникновение всего: неба и земли; как были образованы и обозначены четыре ее угла и четыре главные точки; как она была расчленена, и как было разделено небо; и была доставлена веревка для измерения и натянута в небесах и на земле, на четырех углах, на четырех главных точках[4], как это было названо Создательницей и Творцом, Матерью и Отцом[5] жизни и всех сотворенных вещей, теми, кто создали дыхание и создали мысль, теми, кто дает рождение детям, теми, кто бодрствует над счастьем народа, детьми света, сыновьями света, теми заботливыми мыслителями, кто размышляет над благополучием всего, что существует в небе, на земле, в озерах и море".


[1] Киче (Quiché) – "Лес" на многих диалектах Майя. Ки – "много", Че – "деревья". На языке Науатль то же самое звучит, как Quauhtlemallan (Куаухтлемаллан - "страна деревьев"), откуда происходит современное название страны - Гватемала.

[2] Имена божеств, распределённые в соответствии с дуальностью восприятия Киче: Тцаколь - Битоль (TzacolBitol), Создательница и Творец; Алом (Alom) – Праматерь, что родила сыновей (от al – "сын", alán – "рождать"), Кахолом (Qaholom) – Праотец, зачавший сыновей: Эта пара – Великая Мать и Великий Отец, живущие на небесах.

Хунахпу Вуч (Hunahpú Vuch), или на языке Науатль Такуатцин – опоссум, охотница сумрака (Вуч – момент перед рассветом) – божество женской сути. Хунахпу Утиу (Hunahpú Utiú) – охотящийся койот, бог ночи – божество мужской сути.

Zaqui-Nimá-Tziís – "большой белый попугай", седой от старости, мать богов, и её сопровождающий Nim-Ac – "большой дикий кабан", упоминающийся в следующей главе.

Tepeu – правитель, завоеватель (из Tepeuh, яз. науатль). Gucumatz – оперённый зелёными перьями змей. (Guckuk – перья кетцаля, cumatz - змей) – Кетцалькоатль на яз. Науатль. Кукулькан на яз. Майя Юкатана.

U Qux Cho – сердце, или дух, озера. U Qux Paloсердце, или дух, моря. Позже оба вместе зовутся "Сердцем Неба" - U Qux Cah.

Ah Raxá Lac – "Правитель Зелёного блюда", Земля. Ah Raxá Tzel – "Правитель Зелёной Чаши", Небо.

Hunahpú – дословно – охотник в духовой трубкой. Ахпу – охотник во многих диалектах Майя. Однако слово созвучно символу Майя – Hunab Ku – Единый Бог, первичный божественный принцип в пантеоне Майя. Часто этот принцип изображался рисунком охотника, практика, распространённая в Месоамерике по подмене символов созвучными понятиями. Хунахпу – это также 20й день священного календаря (Ахау у Майя (Правитель), Шочитль у Науа (Цветок, Видение, Солнце).

Xpiyacoc, Xmucané – дословно "старик и старуха". В Мексике – Сипактональ и Ошомоко. Активная созидающая пара, задача которой – создавать материальный мир и вещи в нём. Создатели времени и календаря.

[3] Popol Vuhдословно Книга общины (народа). Пополь – «вместе», «собрание», «дом общины». Пополь На – дом, где собираются старейшины для обсуждения дел. Вух – книга, бумага. Вернее, дерево, из коры которого делалась «бумага» (аматль на яз. Науатль), совр. Аматле – вид фикуса.

[4] Четыре направления света.

[5] Везде в манускрипте женские имена упоминаются в первую очередь, перед мужскими.